Oldtimer по-самарски: "Мой «Запорожец» это спорт-купе по-советски"

Этот неказистый с виду автомобиль стал сходить с конвейера в 1971 году и пережил небольшую модернизацию через два года. Сейчас, конечно, тесный салон, ревущий двигатель и полнейший аскетизм смотрится примитивно. А в СССР этот автомобиль стал для многих настоящим «входным» билетом в престижную касту автомобилистов. Судите сами, розничная цена «ушастого» (так прозвали новую машину острословы за характерные боковые воздухозаборники) равнялась 3000 рублей, когда «Москвич-412» стоил 5000 рублей. В первом случае, это 25 средних месячных зарплат, а во втором — 42.

Машина сразу себя зарекомендовала как крепкая, ремонтопригодная и неприхотливая конструкция. Хотя, были и множественные недостатки. Например, двигатель воздушного охлаждения, издающий запоминающийся стрекот, мог потребовать замены после 50 тыс. пробега.

"Запорожец" нёс и большую социальную функцию. До 30% выпуска этой моделей поступало в органы социального обеспечения и распределялась бесплатно или со значительными скидками среди инвалидов.

Артём Ярославцев, владелец автомобиля.

Желание приобрести советское ретро у меня возникло давно. Приглядывался к «копейкам», «трёшкам». И в 2013 году, мне позвонил друг, который рассказал, что у его знакомых в гараже стоит «Запорожец», принадлежавший их умершему родственнику. Забрал машину всего за 3000 рублей. Самое интересное, что машина 1972 года выпуска простояв много лет в гараже завелась моментально.

Чем-то меня зацепило это «спорт-купе по-советски». Можно сказать, влюбился в этот простоватый автомобиль. Помню в 13 лет с другом ездили по полям на аналогичном «ушастом». Скажу так, у машины чудесная проходимость. На лёгкой машине, с плоским дном практически невозможно закопаться. Она просто-напросто летит по грязи.

Знаменитые "уши"

Машина попала мне в практически таком состоянии, что и сейчас. По мере возможностей стараюсь приводить ее в порядок.

Вайтволы и жёлтые фары - это своеобразная пародия

Хотелось бы привести "ушастого" к виду оригинала. История же. Поначалу пытался как-то его осовременить, даже занизил подвеску. Но потом решил, что ненужное всё это. В планах перетяжка рассыпавшихся передних сидений и перекраска в родной молочный цвет. Сейчас впереди переднее сидение от ВАЗ-2101.

Как-то раз повез родителей на дачу, в сторону Тольятти. Неудачная получилась поездка. Сначала пробил колесо, дотянул до заправки, где нашёл домкрат. На обратной дороге, уже в Самаре, отказали задние тормоза и из-за этого столкнулся с «девяткой». Кстати, её владелец мне аварию простил. Уважают «старичка» на дороге. А в другой раз, прямо во время движения отвалилось переднее колесо. Хорошо, что машина ремонтируется очень легко, можно сказать, одним молотком.

Запчасти на «ЗАЗ» тяжело найти. Только на разборах или у энтузиастов. Диапазон цен разный, но кузовные панели и хром стоят на него немало. Но когда я пересаживаюсь со своей «Приоры» в него, то чувство душевности, которое есть в этой машине, всё компенсирует.


Ранний двигатель МеМЗ-966В, мощностью в 30 л.с. Такой мотор ставили еще на «горбатый» ЗАЗ-965. Владелец заправляет его 92-м.

Летом двигатель воздушного охлаждения сильно перегревается. Но, в принципе, машина чувствует себя в городе и сейчас нормально. В потоке «ушастый» вызывает только положительные эмоции. Но каждый день на «Запорожце» бы я не стал ездить. Машину стараюсь беречь и сейчас лишний раз на ней не выезжаю.

Багажник спереди. У малолитражек из Запорожья было всё наоборот

Как мне рассказывали родственники первого хозяина, автомобиль пережил пять замен двигателя. Остаётся только догадываться о реальном пробеге «ушастого». Машина крепкая. Один раз, мы впятером ехали по трассе и даже разогнались до 100 км/час на трассе. Проехали так 30 км.

Кузов хорошо сопротивляется коррозии. Сквозных дыр на 43-летнем автомобиле нет

Продавать эту машину пока не собираюсь. В идеальном состоянии, уже более поздняя модель 968М сейчас продаётся от 300 тыс. рублей. Мне нравится владеть "Запорожцем". Она даёт особое чувство единения с историей страны.