Управлять "Тольяттиазотом" снова будет Владимир Махлай?

Никто не ждал новых сюрпризов сразу после того, как основным владельцем так и не стал экс-президент Калмыкии Илюмжинов. И тут внезапно выяснилось, что после четвертого в этом году срыва собрания акционеров завода 22 ноября в этот же день одним из акционеров, Е.Я. Седыкиным, было проведено альтернативное собрание. И его результаты ошеломляют.

ЗАО «Корпорация Тольяттиазот» отныне ликвидирована, Суслов, Антошин и другие доверенные лица отстраненного судом председателя совета директоров завода Сергея Махлая остались не у дел, а генеральным директором ОАО «Тольяттиазот» стал некто Челышев, пишет tltgorod.ru.

Редакция TLTgorod проверила информацию через ЕГРЮЛ — действительно, изменения внесены. По имеющейся информации, доверенность на голосование своими акциями передал сам Владимир Николаевич Махлай, который таким образом решил вернуть себе контроль над предприятием. По словам Евгения Седыкина, он согласовал с Владимиром Махлаем трехкратное увеличение зарплат всему трудовому коллективу ТоАЗа, которое будет осуществлено после возврата контроля над ним Махлаю-старшему и смены руководства предприятия. Сделано это будет за счет борьбы с коррупцией и воровством на заводе, а также возвратом на предприятие тайно выведенных активов. Обратимся к истории актива, полной скандалов и загадок. В 2000-ых у руля завода стоял бывший «красный директор» Владимир Махлай, сумевший заполучить над предприятием контроль во время приватизации, однако в 2005 году его обвинили в мошенничестве и неуплате налогов, из-за чего пришлось срочно уехать в Лондон, где он и обитает по сей день.

Тем не менее, Владимир Николаевич продолжил управлять ТоАЗом дистанционно. Так продолжалось до марта 2011 года. Махлай-старший тогда неожиданно покинул все посты и вроде как ушел на покой, а предприятие возглавил его сын Сергей. Теперь уже бывший председатель совета директоров ОАО «Тольяттиазот», гражданин США Сергей Махлай (недавно отстранен судом), рассказывал в своем интервью: «Что касается Владимира Николаевича, то с прошлого года он полностью отошел от управления „Тольяттиазотом“ и, как говорится, ушел на заслуженный отдых. Мы очень благодарны ему за огромную работу и вклад, который он внес в развитие компании».

Передачу рычагов управления в свои руки Сергей оценивал весьма сдержанно: «когда акционеры предложили возглавить „Тольяттиазот“, колебаний не было». Тем не менее, есть основания предполагать, что «на заслуженный отдых» Владимир Николаевич ушел отнюдь не по своей воле. Несколько лет назад достоянием общественности стали письма Владимира Махлая губернатору Самарской области Владимиру Артякову, в котором он просил наказать «алчных мерзавцев» во главе с тогдашним исполнительным директором Евгением Королевым. Также известно, что 14 марта 2011 года Махлай направил официальные письма Королеву, председателю правления ОАО «Тольяттихимбанк» Попову и председателю правления ОАО «РТС Банк» Войлокову, в которых заверяет, что не передавал своим сыновьям никаких акций ТоАЗа и денежных сумм, равно как и полномочий по управлению входящими в его структуру банками.

Но было поздно, так как уже на следующий день годовое собрание акционеров сместило Махлая со всех постов. В следующие два месяца стороны обменивались указами об увольнении друг друга, пока внеочередное собрание акционеров не назначило Королева гендиректором ЗАО «Корпорация Тольяттиазот», а Сергея Махлая — председателем совета директоров. Воспользовавшись сложной и абсолютно непрозрачной структурой владения заводом, сыновья Владимира Махлая вместе со старым швейцарским партнером Андреасом Циви перехватили у бывшего «красного директора» контроль над офшорами, которым принадлежали акции завода. С тех пор успело произойти многое.

В конце 2012 года Следственный комитет РФ возбудил уголовное дело о мошенничестве в особо крупном размере на «Тольяттиазоте». По версии следствия, «Тольяттиазот» продавал свою продукцию по заниженной цене швейцарскому трейдеру Nitrochem Distribution AG, дочерней структуре Ameropa AG Андреаса Циви, который еще и владеет 12% акций «Тольяттиазота». Трейдер уже реализовывал продукцию по рыночной цене. Год спустя было возбуждено еще одно уголовное дело по статье «злоупотребление полномочиями» по факту вывода из ТоАЗа наиболее ликвидных активов — метанолового производства вместе с земельным участком, на котором оно расположено.

Суммарный ущерб, нанесенный предприятию незаконными действиями, оценивается экспертами в $1,5 млрд. В декабре 2014 года суд заочно арестовал Сергея и Владимира Махлаев, главу Ameropa Андреаса Циви и директора Nitrochem Беата Рупрехта. Все они, как и заочно арестованный ранее Королев, сейчас разыскиваются Интерполом. Прошло почти 5 лет и о Владимире Махлае в основном забыли, хотя в прессе его иногда продолжали считать владельцем примерно 76% акций ТоАЗа. Однако сейчас стало очевидным, что за таинственным собранием акционеров стоит не кто иной, как Владимир Махлай собственной персоной. И выглядит это абсолютно логично.

О нем забыли, но сам он был не готов поставить на себе крест и выбрал идеальный момент для ответного удара. Дело в том, что сыграв на чрезмерной любви Владимира Николаевича к скрытности и завладев ТоАЗом, сыновья Махлая и их подельники оставили созданную им схему в неизменном виде. За время их пребывания у руля она не стала прозрачнее ни на йоту. Чем и не преминул воспользоваться Махлай-старший, провернув с помощью старого друга Седыкина аналогичную операцию по возвращению ТоАЗа под свой контроль. Поговаривают также, что Владимир Махлай лично обратился с письмом к председателю СК РФ Бастрыкину, в котором якобы клеймит позором и обвиняет во всех смертных грехах сыновей-предателей Андрея и Сергея вместе с Андреасом Циви. Возможно, таким образом он пытается сохранить контроль над предприятием и предотвратить новые перевороты, попытки которых пока выглядят весьма вероятными. События на «Тольяттиазоте» — очередное подтверждение правильности политики деофшоризации, проводимой властями.

Владимир Махлай так боялся потерять завод, что превратил систему владения в сложнейший механизм взаимодействия между различными зарубежными структурами, а его в итоге «опрокинули» собственные дети. Теперь же предприятие фактически охватил паралич, кто контролирует его и кто им владеет — тайна за семью печатями. И винить в этом Махлаи могут только себя.