Наверх

Гравировка на памятниках: нюансы нанесения надписей и портретов

Чтобы память о человеке сохранилась для следующих поколений, на его могиле устанавливается памятник. Сегодня памятники перестали быть однотипными, “бездушными” конструкциями. На смену простым надгробиям, призванным разве что отметить место захоронения, пришли изделия всевозможных оригинальных форм, внушительного размера мемориальные комплексы, невероятной красоты скульптуры и статуи. Что и осталось неизменным, так это надписи и портрет. И хотя портрет покойного на памятнике совсем необязательный элемент оформления, в наших краях - это красивая и хорошо прижившаяся традиция.

Портрет и надписи на памятнике либо печатают на специальной подложке (это может быть керамика или стекло), либо гравируют. Напечатанные фото, несмотря на развитие технологий в данной сфере, все меньше пользуются спросом. Возможно, виной тому стали сохранившиеся еще со времен Советского Союза надгробья с почти полностью выцветшими эмалевыми медальонами. Портреты и надписи на них стали почти не видны и превратились в едва различимые смазанные пятна.

Поэтому не удивительно, что гравировка вытесняет печатный способ нанесения ритуальных портретов и надписей. В отличие от изображения на керамике, этот способ подразумевает механическое воздействие непосредственно на сам камень, поэтому изображение получается долговечным, не выгорает, хорошо сохраняется.

Но есть и минус: гравировку можно сделать не на любом памятнике. Идеальный вариант для гравировки - габбро-диабаз, более известный как черный гранит. Это камень пыльного светло-серого цвета, но стоит отшлифовать и отполировать его поверхность, как она становится насыщенно-черной, яркой, зеркальной. При гравировке верхний отполированный слой снимается, обнажая природную светлую фактуру габбро-диабаза, эффектно контрастирующую с черной поверхностью. А так как сам камень стоек и долговечен, портрет и надписи на нем также сохранятся надолго.

Способы гравировки

  • Ручная гравировка. Такая работа сродни написанию портрета художником. Гравер при помощи специального гравировального карандаша наносит изображение на поверхность памятника. Регулируя глубину воздействия инструмента, мастер накладывает таким образом тени и полутона, рисунок получается ярким, объемным. Такая работа отнимает много времени, требует хорошо поставленной руки и таланта. И как любая ручная работа, гравировка, выполненная художником, высоко ценится и с эстетической стороны, и с материальной. В связи с этим надписи, так как они не требуют наложения полутонов, вручную обычно не гравируются.
  • Пескоструйный способ. Гравировка происходит следующим образом: на поверхность памятника накладывается трафарет, под давлением подается абразивный материал. Отсюда и название - “струя песка”. Таким образом, верхний слой памятника как бы счесывается. Данный метод идеален для нанесения надписей и простых декоративных символов: по цене он выходит самым недорогим из всех доступных, осуществляется быстро, но картинки получаются плоскими.
  • Гравировальный станок. Самый распространенный способ гравировки, можно сказать, золотая середина между дорогой ручной работой и дешевой, но плоской пескоструйной. Изображение (фотография или картинка для декорирования) загружается в компьютер, и при помощи специальной программы подается команда на станок. Станок осуществляет механическое воздействие на поверхность памятника. Там, где на изображении самый светлый - белый - цвет, глубина воздействия будет максимальной.
  • Лазерная гравировка. Способ похож на предыдущий, но вместо механического воздействия на поверхность памятника, рисунок выжигается лазером.

Самый яркий и глубокий портрет получается в результате работы художника-гравера. Настоящий профессионал своего дела сможет не только “срисовать” портрет с фотографии, но и внести в него определенные изменения: четче прорисовать глаза и сделать более выразительным взгляд, поменять прическу и выражение лица, убрать или, наоборот, добавить головной убор, очки.

Но все эти изменения могут привести к тому, что портрет потеряет сходство с оригиналом. Если Вы переживаете, заказывая гравировку у художника, попросите показать его предыдущие работы (у каждого мастера должно быть портфолио). Также можно попросить сделать набросок гравировки на бумаге, однако за это могут потребовать доплату. Если договорится с гравером, можно присутствовать при нанесении портрета и по ходу работы вносить корректировки, высказывать пожелания.

Но если сомнения не уходят, а хочется получить стопроцентное сходство, то лучше довериться автоматике. Станок не вносит своих деталей и делает все в точности по заданной программе. А потому его “мастерство” сложно поставить под сомнение.

Редакция портала ProGorodSamara.ru
Самара, Московское шоссе , д4, стр15 оф 705,
8 (846) 374-54-90
progorodsamara@progorodsamara.ru
Размещение рекламы в газете «Pro Город»
8 (846) 374-54-90
Отдел службы распространения:
+7 987 156 00 63
Размещение рекламы на сайте
+7 917 013 00 63
alla@progorodsamara.ru
Смотреть прайс-лист

При использовании материалов новостного портала progorodsamara.ru гиперссылка на ресурс обязательна, в противном случае будут применены нормы законодательства РФ об авторских и смежных правах. Редакция портала не несет ответственности за комментарии и материалы рубрики "народные новости".

Сетевое издание PROGORODSAMARA. Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 65325 от 12 апреля 2016 г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Возрастная категория сайта 16+
Городской портал Самары — ProGorodSamara.ru © 2009-2014
Портал работает по технологии «ProSmi» © 2012-2014
U-media Рейтинг@Mail.ru