Инклюзивное образование особенных детей

Любой ребенок должен иметь возможность нормального развиваться, общаться со сверстниками и получать определенный уровень образования. Это касается и особенных детей, которые в силу своего здоровья имеют ряд ограничений. Подобная социализация позволяет им не только освоиться в окружающем их мире, но и шанс на комфортную жизнь в будущем.

Процесс адаптации ребенка-инвалида в обществе родителям стоит начинать с раннего возраста, чтобы не пропустить важные моменты взросления, принятия себя и принятия ребенка другими детьми и взрослыми.

Дошкольное образование

Первой масштабной ступенью является инклюзивное образование в ДОУ, поддерживаемое нормами Федерального образовательного госстандарта. Благодаря усилиям родителей и педагога особенный малыш может постоянно контактировать с другими детьми, учиться у них коммуникации, поведению, обращению с окружающими предметами и т.д. В обществе детей ребенок быстрее развивается, нежели постоянно находясь в привычной домашней среде.

На данном этапе инклюзив предполагает:

  • развитие самостоятельности ребенка,
  • опробование разнообразных методов работы с таким малышом, позволяющее выявить наиболее эффективные;
  • полностью индивидуальный подход к особенному ребенку,
  • обязательное взаимодействие с семьёй;
  • оборудование детских дошкольных учреждений в соответствии с потребностями таких детей;
  • коррекционная работа наравне с базовыми для всех дошколят программами развития.

Очень важно, чтобы инклюзивное образование детей инвалидов проходило для них максимально органично, и здесь большое значение играет именно психологический фактор. Большая поддержка требуется и от родителей, и от педагогов, которые должны донести до родителей детей без ограничений в состоянии здоровья, насколько важен процесс социализации на данном этапе и что такого ребенка необходимо принимать, а не отталкивать.

Говоря о физической составляющей инклюзивного процесса, стоит особое внимание уделить оборудованию детских учреждений, которое может включать:

  • пандусы,
  • компьютерные системы,
  • игровые комплексы,
  • поручни,
  • тренажёры и спортивные снаряды,
  • специальные игрушки и т.д.

Оснащение образовательных и социальных учреждений контролирует программа Доступная среда, итоги внедрения которой будут подведены в 2020 году. Безусловно, основными задачами программы являются обеспечение доступности для инвалидов объектов и услуг, а также социальное уравнивание людей с ограниченными возможностями и без таковых.