Как помочь ребенку адаптироваться в новом коллективе

Поступление в детский сад или начальную школу, первое посещение развивающих курсов для детей, смена учебного заведения – все это ситуации, когда ребенок должен выйти из зоны комфорта и научиться приспосабливаться к незнакомому коллективу, его правилам, новым людям (взрослым и своим ровесникам). И мы, взрослые, обязаны заранее подготовить малыша к грядущим переменам и хорошенько продумать, как помочь ребенку адаптироваться в незнакомой социальной среде с минимальным ущербом.

Как ребенок адаптируется в коллективе? Почему так важна социализация?

Каждый первоклашка в незнакомой обстановке испытывает стресс, особенно учитывая, что в школе родителей с ними рядом нет, никто не подскажет, как правильно поступить, никто не защитит и не поможет в трудную минуту. Чтобы хоть отдаленно понять, насколько эмоционально тяжело дается ребенку адаптация, родителям полезно вспомнить свой первый день на работе – собеседование с начальником, знакомство с коллективом, попытки произвести хорошее впечатление, наладить взаимоотношения с коллегами… Даже взрослому человеку с большим опытом непросто адаптироваться в новой социальной среде, что уж говорить о детях.

Адаптация – это процесс приспособления к изменившимся внешним условиям. Пока длится этот процесс, школьник испытывает беспокойство и дискомфорт. Независимо от типа учебного учреждения, куда вы приводите маленького ученика, на привыкание к новой обстановке у него уйдет до полугода. Полгода стресса – это не шутки, поэтому наша задача (задача мам, пап и педагогов) – помочь малышу как можно быстрее и легче преодолеть этот непростой этап.

Еще одна причина помогать ученику освоиться в социуме – влияние социального статуса на разные аспекты жизни, успехи в учебе, формирование мировоззрения, самооценки, характера и др.

Как ребенку привыкнуть к коллективу? Главные аспекты, влияющие на адаптацию

Насколько успешно или проблемно будет протекать привыкание ученика к новому коллективу, зависит от нескольких факторов:

  • от личных качеств, психологических особенностей развития самого школьника;
  • от коллектива (индивидуальных качеств, воспитания других детей в классе);
  • от личности учителя, его методов преподавания.

Общительные, коммуникабельные школьники легко заводят знакомства, быстрее включаются в жизнь социума и часто становятся в нем лидерами. Сложности с адаптацией испытывают замкнутые или неуверенные в себе дети, которые или не умеют налаживать отношения с людьми, или боятся это делать.

Адаптация пройдет более-менее гладко, если вашему ученику попадется внимательный, грамотный педагог, готовый уделять время для более близкого знакомства ребят друг с другом, поддерживающий в коллективе дружественную атмосферу, приучающий учеников к взаимному уважению.

Как адаптироваться ребенку в новом коллективе? Методика Школы ментальной арифметики Соробан® (Россия)

Пользу развивающих курсов Соробан® для детей в социальном развитии нельзя недооценивать. Особенно полезны такие курсы для дошкольников и учеников начальной школы (5-11 лет).

Во-первых, поступая на такие курсы, ребенок тоже погружается в незнакомую атмосферу. Но адаптироваться в ней намного проще, поскольку группы малочисленные, а преподаватели курсов используют в обучении не только педагогические, но и психологические приемы с целью заинтересовать воспитанников в дружной, командной деятельности, взаимной выручке. Так ученики получают ценный опыт взаимодействия с педагогом и детьми в ходе учебы.

Во-вторых, ментальная арифметика развивает неординарные умственные способности, уникальный навык – скоростной счет. Успехи в скоростном счете придают школьнику уверенности, повышают детскую самооценку.

В-третьих, имея гибкий, натренированный ум, ученик лучше справляется с заданиями школьной программы. Личные успехи позволяют заслужить признание учителя и уважение сверстников в новом коллективе.