«Ментовские» сериалы на НТВ пишут самарские сценаристы

Что за книги Вы пишете?

В основном это проза - фантастика — треш. Они продаются в книжных магазинах, также размещены в Интернете.

Для каких проектов делаете сценарии, какие-то сериалы?

С сериалами дела обстоят сложнее. Структура написания командная, поэтому писать что-то интересное для фильмов невозможно, на данный момент. В книгах больше простора, так как они свои, и ты их единоличный хозяин - правообладатель.

Вы в каком-нибудь сериале задействован?

В титрах нет, это исключено по договору. У нас в России снимается очень много материалов под сериалы. Потом задача их продать на вещание. Не все сериалы продаются. Не все даже выпускаются, при том что работа над ними окончена и деньги всем заплачены.

Но отмечу, что «ментовские» сериалы на НТВ пишутся самарскими сценаристами.

А какие конкретно?

«УГРО. Простые парни», вроде так называется?

Да, да - а там вся команда сценаристов из Самары?

Их писал Евгений Сартинов. Я не подавался глубоко в эту тему и не являюсь фанатом «ментовских» сериалов с НТВ. Причем его имя фигурирует в титрах. На сколько мне известно, он начинал творческий путь в Чапаевске.

Я работаю по заказу. Со мной связываются - напиши то-то, то-то и получи деньги. Куда дальше это пойдет, меня не касается. Если это большой проект, то само собой мне было бы интересно чтобы я мелькал в титрах. Вы знакомы как работают сценаристы в России?

Не особо. Вот интересно было бы узнать...

Это работа на конвейер. Российские сериалы «мусор». Все заточено под рекламу и разжижение мозга. У нас нет сериалов типа «Доктора Хауса», «LOST», «Игры престолов» и иных, которые получили большую популярность в мире.

Один главный сценарист и команда наемников, пишущих диалоги. У нас наверно топовые это «Интерны», «Универы» и т.д. Там может структура и другая, хотя я в этом сомневаюсь.

Вообще, если написать самостоятельный сценарий, вложить в него силы и время, то вероятность, что его кто-то из студий купит 0,00000****1%, каким бы он не был хорошим и интересным. Нужно писать под готовые проверенные вещи — форматные.

Я не удивлюсь, что большую часть сериалов пишут не москвичи и не жители Санкт-Петербурга, а в титрах указанны именно они.

А как в Самаре с литературой дело обстоит?

В Самаре нет федеральных издательств, студий, даже литературных агентов нет. Все издаются в других городах. Кроме религиозных - это на местном уровне.

А каким тиражом Ваши книги расходятся?

Честно говоря, я не люблю журналистов, они все коверкают. Поэтому цифры продаж называть не буду. Скажу одно, что в Москве и в Питере и других городах через издательство и сетевые магазины продается в разы больше книг, чем в Самаре, который является моим родным городом.

Этим можно зарабатывать, и многие писатели, имена которых вообще не известны широким массам, зарабатывают немалые деньги. Но на продажах в Самаре - так как у нас нет ни промо, ни литературных агентов, ни нормальных издательств - это крайне проблематично.

У Вас прибыльно выходит? Это основной доход?

Я ушел из банковской сферы ради этого, потому что и выгодней, и интересней, и саморазвитие. Есть и другой дополнительный доход, само собой. В принципе можно и рассмотреть работу полноценную, так как литературный механизм у меня уже налажен.

Сколько книг у Вас?

Две в московском издательстве. Одна, первая - в Самарском.

А проживаете в Москве?

Сейчас в Самаре. Но в этом большая проблема, что надо постоянно ездить в Москву, подписывать акты, связываться с «Почтой России» и т.д. Все приличные издательства в Москве. Соответственно схема выпуска проста: отправляешь синопсис книги, и кто-то будет рад работать. Кто-то нет. А ездить туда само собой приходиться.

Планируете там жить?

Время покажет. В ближайшее время переездов не планирую.

А книги пишете как? Придумываете - или что-то реальное из жизни?

Я хочу писать серьезные книги, работать над ними с энциклопедической литературой, что-то в духе «Эко». Но это не востребовано.

Сейчас вымысел, какие-то фрагменты обрабатываю из реальной жизни, какие-то пародийные.

«Мортэ» это вообще стеб над аниме.

Чтобы продать, и издательство это устроило, надо добавлять больше треша, порнухи и т.д.

Постепенно отхожу от этого, следующая книга возможно будет даже без мата.

На какую аудиторию рассчитаны книги?

Тяжело сказать, я получал положительные и отрицательные отзывы как и от студентов, так и от заслуженных учителей России, которым за 70 лет, ровесников, среднего возраста и т.д., планок нет.

Что самое сложное в написании книг?

Сосредоточиться. Настрой должен быть. Никаких социальных сетей, музыки, шума и прочих помех.

А в Самаре вообще писателей много - есть кто-то известный, успешный?

Я не знаю, что такое успешный писатель, точные продажи - это закрытая информация вполне возможно есть те, кто зарабатывают хорошие деньги на этом, но широкая масса людей их не знает. Пеунова наверно успешный, но она родилась не в Самаре. И скорее известна не литературой, а политической деятельностью. Меня иногда даже узнают на улице, но это не означает что все эти люди покупали мои книги

А почему тогда? Может - интернет?

Ну конечно интернет. Страничка высоко, люди натыкаются на нее - кто-то читает, чем я занимаюсь и все, просто запоминают. 1-2 человека из 10 проявляющих интерес покупают книги. Это такое самарское пассивное промо.

По поводу цензуры и толерантности - как-то держите себя в рамках? Или как думаете, так и пишете? Есть ли вообще у нас в стране проблема с цензурой?

Чтобы официально издаваться и получать за это деньги, нужно держать себя в определенных рамках. «Литературу без границ» и «Кухонные разговоры» никто публиковать не будет. Цензура в стране это проблема. Мое издательство по понятным причинам еще более подвержено цензуре. Никто не разрешит писать про деятельность определенных лиц в государстве и даже присутствие некоторых фамилий в нейтральном контексте - нежелательно. Это собственно ясно всем, но политика это не моя тема.

Что касается толерантности - особенно сейчас популярно обсуждение гомосексуалистов, кавказцев и т.д., то в рамках художественной литературы писать дозволено многое. Если бы я писал о них, независимую статью с тем же самым текстом из книги, ее бы не опубликовали. Это при том что в книгах изложенный материал, основанный на тех же широко известных всем материалах, которые просто умело скрываются от широких масс. У меня из 400-500 страниц текста после собственной и редакционной правки остается 200-250.

Но при всей цензуре в стране, людей кормят: «Домом 2», «Каникулами в Мексике» и иными «шедеврами». А почему именно так, тоже не сложно понять.

Много образов писателей, в сериалах например, которые выпивают, злоупотребляют - это необходимо, чтобы книги писать - или выдумка?

Мне нужна тишина и ясность головы. А промежуточные наброски можно делать в любом состоянии. Компоновать только трезвым!

А чтобы писать книги обязательно читать?

Это просто необходимо! Особенно много научной литературы приходиться изучать, работая над серьезными книгами. Поэтому и пишутся они годами.

Кто Ваш любимый писатель и какая книга нравится больше всего?

Много любимых писателей и любимых книг. Я слишком много читаю, чтобы назвать кого-то одного. Если назвать первое, что пришло в голову, то из отечественной классики Л.Н. Толстой (тем более мы в один день родились), из современных Пелевина. Из зарубежных первый, кто пришел на ум - Ремарк, а из условно современных - Стивен Кинг.

Ну а та литература, которую я ставлю себе как ориентир, это книги Умберто Эко. В будущем я хочу работать в таком направлении. Книги, которые изданы мной сейчас, совершенно другой направленности. Что-то по примеру Эко, я смогу выпустить только лет через 10.

Кого по твоему сейчас можно почитать в России?

Меня - буду не скромен. Ну а серьезно, если человеку хочется читать, он должен начать с классики, а потом уже углубиться в то направление которое, ему больше по душе. Сейчас рынок литературы очень переполнен, а люди или избалованны или глупы, никому ничего не надо, а тем более платить за это деньги. Люди в возрасте от 18 до 30 лет, которые должны являться главным потребителем любого искусства (необязательно литературы) могут весь день тыкать на смешные картинки в интернете, не получив никакой пищи для мозга. Что я могу им посоветовать? Пушкина? Сомневаюсь.

С кем-то из писателей поддерживаете связь, есть какая то корпоративная «тусовка» писательская?

Есть союз писателей - региональное представительство. Из разговора с ними я понял, что в Самаре дела обстоят тухловато, и за пределы города практически никто не выходит. Все хотят в Москву и Питер, что в принципе логично. У меня ситуация обратная - я уже работаю с Москвой, а в Самаре мои книги официально продаются совсем недавно. Вспомнил пример, Эльдар Рязанов - если бы он остался в Самаре, то я очень сомневаюсь, что люди бы знали о нем, и он снял бы что-то. Это проблема провинции. Но что обидно, Самара далеко не самый худший город в России. В других городах намного хуже. Есть люди, с кем я общаюсь, но они не из Самары.

В Самаре в основном пишут стихи, но я не любитель стихов. В городе с писателями дело обстоит может и неплохо, а вот с выходом их к читателю - наоборот. Потому как книги издаются малыми тиражами, а то, что издается, теряется в многообразии и многоцветии обложек в книжных магазинах. Литературой или творчеством как таковым, серьезно и с полной самоотдачей не занимается никто. Все хотят много денег и причем сразу. При получении нескольких отказов от разных издательств, 99% людей прекращают этим заниматься. Губит все коммерция. Есть масса людей которые очень талантливы, но о них никто никогда не узнает и это грустно.

Какие планы на ближайшее время?

Работать и развиваться!