Историческая Самара: пожар длиною в месяц, первый трамвай и открытие ЦАВа

26 ноября: первая поездка трамвая по Самаре

В 1914 году в Самаре состоялась первая пробная поездка единственного в городе вагона электрического трамвая под управлением выдающегося инженера-технолога Павла Суткевича. Вагон был изготовлен на Коломенском вагонном заводе. Через несколько месяцев его торжественно выпустили на маршрут. Автором проекта всего будущего трамвайного хозяйства, руководителем строительства и первым заведующим Самарского электрического трамвая стал Суткевич.

На фото — прокладка рельсов на Ильинской (Арцыбушевской) в 1914 году. Портрет Суткевича смотрите ниже.

27 ноября: пожар в Красноярском районе потушили взрывом

В 1955 году на буровой №1 треста «Нефтеразведка», в 2-х километрах от деревни Киндяково, произошли взрыв и пожар. Тяжелые нефтяные фракции, не успевшие сгореть в факеле фонтана, разлетались на 250 метров по направлению ветра. Эта нефть загоралась от теплового излучения фонтана, расширяя очаг пожара. Часть горящей нефти стекала в сторону реки Сок, а несгоревшая нефть накапливалась на дне соседнего оврага. Деревня находилась в смертельной опасности.

Огонь тушили разными способами, но ничего не помогало. После неудачных попыток было решено тушить с помощью надземного взрыва. Этот метод в те годы считался наиболее эффективным. В начале декабря в Куйбышев прибыл автор метода инженер-полковник Граздан Мамиконянц. К 20 декабря он разработал план тушения пожара с помощью направленного взрыва.

Атаку решено было произвести морозным утром 23 декабря. Пожарные и добровольцы покатили тележку с тротилом по рельсам прямо в огонь. За 50 метров до устья скважины они укрылись в окопе. Тележка скрылась в пламени, техник-подрывник повернул рукоятку пускового механизма.

Мощный взрыв оторвал пламя от нефтегазовой струи. В то же мгновение в устье скважины со всех сторон вновь ударили струи воды из 8 лафетных и ручных стволов и 4 гидромониторов. Охлаждавшиеся в течение нескольких часов стенки скважины еще не успели нагреться снова, и в итоге огню так и не удалось снова охватить бьющую из-под земли нефть. Пожар был потушен. С ним боролись почти месяц.

На фото - Граздан Мамиконянц

1 декабря: открыто здания Центрального автовокзала

Автовокзал, который самарцы сейчас привычно называют Пригородным, когда-то был единственным в городе. Здание располагалось на Вилоновской и было рассчитано всего на 100 пассажиров. В кассы всегда была длинная очередь, на перроне творилась неразбериха. К концу 70-х годов вокзал перестал соответствовать нуждам мегаполиса. На государственном уровне и было принято решение о строительстве нового современного автовокзала.

Место для нового автовокзала выбирали долго, в соответствии с генпланом города и его транспортной схемой. Проектировщики исходили, прежде всего, из удобства. Поэтому было принято решение разместить ЦАВ в геометрическом центре мегаполиса, на пересечении Московского шоссе и улицы Авроры.

Проект был оригинальным. Так, к примеру, особенностью ЦАВа является его 2-х уровневость. Так была решена проблема большого перепада отметок площадки, рельеф которой имел значительное повышение в северном направлении. Благодаря рельефному капризу привокзальная площадь и перроны располагаются на разных уровнях и с разных сторон от здания автовокзала, что обеспечивает четкое разделение потоков пассажиров.

Строительство шло трудно. Были трудности с финансами. Однако ЦАВ построили, и он стал гордостью Куйбышева и его достопримечательностью. Подвесные потолки, витражи, винтовая площадка – галерея, с которой можно пройти на перрон. Все было выполнено по последнему слову техники. Открытие прошло в торжественный обстановке.

На фото - ЦАВ в наши дни

Также на этой неделе:

27 ноября 1888 года — в Томашевском колке под Самарой открыли больницу для душевнобольных
28 ноября 1999 года — открыли соборную мечеть, одну из крупнейших в Европе
30 ноября 1764 года — указом Сената Самара была приписана к городу Сызрань


Фото ourbaku.com, samara-history.livejournal.com, liveinternet.ru