Виталий Стадников: Не нужно принимать публичные слушания за референдум

Советник мэра по градостроительной политике и экс-главный архитектор Самары Виталий Стадников объяснил суть проведенных в четверг, 9 января, публичных слушаний о новых правилах зонирования и земплепользования в городе. Напомним, в блогах и социальных сетях идут жаркие споры о честности голосования и цели введения новых правил.

- Многие самарцы так и не поняли смысл и назначение ввода новых правил застройки и землепользования. Объясните, пожалуйста, так чтобы стало понятно.

- Правила зонирования и земплепользования имеют влияние на ваши права пользования недвижимостью и землей, которая у вас имеется. Чтобы определить правила пользования земельной собственностью в разных зонах города нужна система регулирования. Свод правил позволяет избежать перегрузки территорий. Кроме этого есть долгосрочные перспективы развития Самары, которые устанавливает генплан города. Условно говоря, в стратегии развития города заранее предусматривается, что в том районе, где сейчас располагается малоэтажная застройка, например, ветхое жилье, в будущем будет располагаться застройка многоэтажная для более плотного и современного заселения. И именно на такой случай в ПЗЗ прописываются режимы использования земель. То есть, допустим, если в зоне будущей многоэтажной застройки кто-то живет в индивидуальным жилом доме и занимается разведением домашнего скота, то никакие реконструктивные действия по своей недвижимости он узаконить не сможет, а вот собственники, планирующие развивать тип строительства, соответствующий генплану, будут освобождены от формальностей. То есть в ПЗЗ прописываются все параметры, режимы застройки применительно к конкретной зоне города и относятся эти правила к тем участкам, которые стоят на кадастровом учете.

- Чем или кем был инициирован ввод новых правил?

- Правила будут введены по постановлению мэра. Это инициатива города. Сейчас обсуждались не изменения ПЗЗ, а по сути вообще новый свод правил, который в будущем будет эволюционировать и развиваться. Понимаете, изменения в правилах зонирования и землепользования происходят и будут они происходить постоянно. Вопрос в том, насколько механизм изменения будет прозрачным.

- Кто в итоге принимает окончательное решение в данном вопрос? Комиссия?

- По закону, как комиссия по землепользованию и застройке, так и сама процедура публичных слушаний имеют лишь рекомендательные значения. То есть к ним может прислушаться или не прислушаться мэр. А решение принимает мэр города, который отвечает своей головой за тех людей, которые его выбирали. Саму же систему голосования на публичных слушаниях я считаю декоративной профанацией, которая противоречит градокодексу и в России кроме Самары почти нигде не встречается. По закону решение принимает мэр, поэтому голосование никакого правового значения в себе не несет. Смысл тогда вообще проводить голосования?

- Какова же система слушаний в других городах?

- Такая же, но без голосования. Все предложения жителей протоколируются. Позже, если люди считают, что их мнения при выносе решения никак не учли, этот протокол поднимается, мотивация отказов на ответы людей проверяется через суд. Таким образом люди и могут защитить свое право. Не нужно принимать публичные слушания за референдум. А сейчас происходит именно так. Хотя алгоритм прост: на публичных слушаниях выносятся предложения, которые позже защищаются или не защищаются на комиссии, а уже потом мэр выносит свое решение.

- В чем смысл тогда проводить голосования?

- Прямого смысла нет, потому что, я повторюсь, правового значения голосование никак не несет. Происходит полнейшая глупость. Людей привозят, увозят. Зачем-то заставляют туда ходить. Сами видите - публичные слушания переносят в политическую плоскость, чтобы показать картину того, что народ сделал свой выбор. Хотя решение принимает один человек - мэр.