Самарец, участвовавший в запуске Гагарина в космос: «Эйфории я не чувствовал»

Самарец Георгий Фомин присутствовал на космодроме Байконур 12 апреля 1961 года: он своими глазами видел, как первый человек отправляется в космос. Накануне Дня космонавтики Георгий Евгеньевич рассказал порталу ProGorodSamara.ru, почему он не испытал при этом восторга.

«Первые две ступени ракеты, на которой полетел Гагарин в космос, были изготовлены в Самаре, тогда - Куйбышеве. И я лично участвовал в испытаниях этих ступеней на «ЦСКБ-Прогресс», где тогда работал замначальника отдела испытаний ракет-носителей и боевых ракет. Это главная часть моего вклада в первый полет человека в космос, - говорит Георгий Евгеньевич. - Но мне посчастливилось и лично понаблюдать, как стартовал корабль «Восток».

В то время сотрудники «ЦСКБ-Прогресс» находились на Байконуре, чтобы подготовить межконтинентальную баллистическую ракету Р-7 (8К71) к контрольному запуску. Он должен был подтвердить работоспособность партии заводских ракет для министерства обороны. «Такой был тогда порядок: изготовил завод партию 10-20 ракет - одну из них по выбору заказчика надо запустить, и, не дай Бог, она не долетит до цели… Испытания были назначены на 14 апреля», - объяснил Фомин.

«И вот 12 апреля мы приходим на работу, а нам говорят: «Работать не будем, но не расходитесь». Конечно, мы сразу поняли, что сегодня человек первый раз полетит в космос. О подготовке полета мы все были осведомлены, - продолжил Георгий Евгеньевич. - Мы находились на площадке №31 — это в 12-15 километрах от площадки №1, «гагаринского старта».

«Мы стояли в пиджачках на пригорке. Был очень солнечный и теплый день. Нас построили и торжественно объявили, что сейчас начнется старт корабля «Восток» для полета в космос и что на борту находится Юрий Гагарин. Несмотря на расстояние в 12 километров, нам было все отлично видно», - вспоминает самарец.

Но когда начался старт, Фомин и его коллеги не испытали радостных чувств: «Мы все очень переживали, как отработают наши, куйбышевские, ступени ракеты. Только и думали: «Дай Бог, чтоб все прошло хорошо...» Эйфории от эпохальности события мы не ощущали, потому что беспокойство было сильнее всех остальных эмоций».

Весь полет Гагарина «прогрессовцы» волновались и переживали: «И даже, когда он вернулся на землю, не успокоились. Лишь спустя примерно 2 года, когда окончательно стало ясно, что здоровье Юрия Алексеевича в порядке, что он отлетал и вернулся, что страна им гордится, что его уважают во всем мире... - лишь тогда я осознал, что принял участие в большом деле».

Остаток дня 12 апреля 1961 на Байконуре куйбышевцам велели провести «по их усмотрению». Это означало непрямое разрешение нарушить сухой закон, который действовал на космодроме, и выпить за Гагарина. «Нам объявили, что он благополучно приземлился, что его нашли и после доклада повезли в «город на Волге». Так и сказали. Что этот «город на Волге» - Куйбышев, нам не сказали. Но потом от коллег по «Прогрессу» мы узнали, что он отдыхал на 1-й просеке. А через день Черновское шоссе, по которому проехал Гагарин, переименовали в его честь. Это кстати, первая улица его имени в мире».

Позже Георгию Фомину довелось и лично увидеть Юрия Гагарина. Это случилось на одном из торжественных митингов на ОКБ-1 имени Королева. Там присутствовали все космонавты из «первой шестерки». «Но лично мы не беседовали, - добавил Фомин. - А вот с Германом Титовым, когда он стал заместителем командующего космических войск, мы много общались по работе. С Георгием Гречко мы и вовсе подружились и даже вместе ездили на «Жигулевский пивоваренный завод», чтобы попробовать молодого пива. Гречко его высоко оценил», - смеясь, вспоминает Фомин.

На «Прогрессе» Георгий Фомин проработал 50 лет: в 1956 он начинал мастером по гружению самолетов ТУ-16, а в 2006 году ушел на пенсию в должности заместителя генерального конструктора по проектным работам. В 1962 году он получил памятную медаль в честь первого полета человека в космос. С тех пор было много наград, но эту медаль Фомин называет самой важной. Даже важнее Ордена за заслуги перед Отечеством, который ему вручили в 1996 году.

Сейчас почти вся семья 81-летнего Георгия Фомина связана с космосом: сын почти 15 лет отработал на Байконуре, дочь - несколько лет на «Прогрессе», сноха и младшая внучка работают на «Прогрессе» и сейчас, а внук — молодой ученый в этой области, уже имеет кандидатскую степень.
Праздничный день, 12 апреля, Георгий Евгеньевич проведет с детьми в Областной библиотеке — будет рассказывать ученикам средних классов о космосе.