Oldtimer по-самарски: история ГАЗ-69

В прошлом познакомились с мирным и компактным ЗАЗ-965. А теперь настал черёд горьковского военного "джипа".

После Великой Отечественной войны в 1946 году на Горьковском автозаводе начались работы над новым вездеходом. Будущий ГАЗ-69 первоначально получил название "Труженник". Это название хорошо отражало суть создаваемого автомобиля. Если предшественник ГАЗ-67 создавался для армии, то новинка имела двойное назначение — вооруженные силы и народное хозяйство.

"Герой войны" ГАЗ-67...

...и его приемник ГАЗ-69


Разработка шла быстро, ведь советский «джип» базировался на узлах серийных грузовых и легковых автомобилей. Уже в 1953 в Горьком стали серийно собираться новые автомобили. Ульяновский автозавод освоил новинку в 1954 году, а после 1956 УАЗ стал единственной площадкой для производства.

Суммарный выпуск "козлика" - 634 тысяч экземпляров. И это только в Советском Союзе!


Конструкция "69" была до гениальности проста. К мощной раме из закрытых лонжеронов крепился металлический кузов. Кузов имел две разновидности — грузопассажирский двухдверный с транспортной площадкой и откидывающимся задним бортом ("69") и пассажирский четырёхдверный ("69А"). От непогоды седоков защищал брезентовый тент. Новый внедорожник оснащался двигателем от "Победы" , трёхступенчатой трансмиссией и двухступенчатой "раздаткой" с демультипликатором. Всё это вкупе с геометрическими характеристиками (дорожный просвет — 210 мм и минимальные свесы) дало отличную проходимость. Мощные неразрезные балки мостов крепились к раме с помощью рессор.

Схема автомобиля ГАЗ-69

"Козёл", получивший такое прозвище за специфичное поведение на дороге, стал очень популярным автомобилем в СССР. Его можно было встретить от снегов Крайнего Севера до песков Средней Азии. И это притом, что ГАЗ-69 не продавался в руки частникам. Использовалась машина во всех областях народного хозяйства и армии СССР.

За свою карьеру "69" побывал пусковой ракетной установкой...

...артеллерийским тягачом...

...машиной авиаслужб...

...и, конечно, автомобилем милиции

А теперь, его любят и ценят оффроудеры

Автомобиль внешне выглядит, как бравый офицер, щеголяющий выправкой и дисциплиной. Облицовка капота, покатые крылья и фары отсылают нас к другому знаменитому газовскому трудяге — грузовику ГАЗ-51.

Открывая узенькую дверку, сразу понимаешь - конструкция военная. Но тот, кто ездит на "газике", всегда готов к любым тяготам и лишениям, воинской ли службы или той, где ведут "битву за урожай". Поэтому привык пролезать в узенькую дверку (вылезать, кстати, еще сложнее) и втискиваться между дерматиновым сиденьем и холодным металическим "торпедо". Сзади в ГАЗ-69 две настоящие лавки и просто огромное багажное отделение.

Незамыславатое рабочее место водителя

Солдату и крестьянину подробно разъяснили премудрости управления трансмиссией


Прогревшись, нижнеклапанный мотор – аналог «победовского» – работает степенно и ровно. Тормоза у машины работают без рвения - очень неохотно замедляют автомобиль. Для жизни, к которой готовили бойца двух фронтов, нормально.

"Победовский" нижнеклапанный мотор

Отлично виден неразрезной задний мост

По ровной дороге можно спокойно держать скорость 60 и даже 70 км/ч. Но тут и понимаешь: «козликом» машину прозвали не для красного словца. Раскачки немаленькие.

"Радийная" модификация внешне отличается антенами на кузове

"Козлик" штатно комплектовался прицепом ГАЗ-704

Шум от мотора и трансмиссии (и это притом, что машина на современных нинах) приучает к вырабатыванию командного голоса и общению с попутчиками на повышенных тонах. На прямой машина стоит на удивление крепко, а вот в поворотах стоит быть предельно осторожным. Дело не только в кренах. За поворотом руля своенравный «козлик» следует очень неохотно и медленно.

Фара-искатель – для жизни, которой предстояло жить машине, опция вовсе не лишняя. Современные зеркала съёмные и используются в городе

Данная машина оборудованна современными покрышками неслучайно. На оригинальных авто крайне плохо управляется в городе

Сегодня, глядя на эти «железистые» двери и на спартанские сиденья, трудно поверить, что эти машины продавали в 22 страны!

Сергей, владелец

"ГАЗ-69 был куплен не случайно. Давно был интерес к советским автомобилям и по образованию близок к автомобилям. Хотелось приобрести ГАЗ-67, легендарный «Иван-Виллис». Но эта модель сейчас редкая и дорогая, поэтому выбор пал на его приемника - «шестьдесятдевятый». Нашёл подходящий 1963 года выпуска экземпляр в Самарской области, в Кинель-Черкасском районе. Машина была в неплохом техническом состоянии и на 80% оригинальная. До 1999 года машина была на долговременном хранении в армии, после была продана военнослужащему и вскоре был продан дедушке в области. И использовали машину как вездеход.
Уже 4 года машина у меня. Первоначально я задумывал восстановить автомобиль с современными комплектующими и использовать его как ежедневный автомобиль и выездов на бездорожье. В процессе работы, специалист, помогавший восстанавливать машину, убедил меня максимально аутентично восстановить авто. В Сети есть форум, посвященный этому автомобилю, множество информации было почерпнуто оттуда.
При реставрации было обнаружено, что автомобиль в армии был «радийкой» (армейская передвижная радиостанция — прим. ред.) с экранированной электрикой. Получить полную информацию по этой машине было довольно трудно. Ни интернет, ни заводы-изготовители, ни музей радиовойск полной информации не дали. Информацию собирал по крупицам. Радийное оборудование было найдено родное. Так, антенны нашлись в Тольятти, совершенно новые. В скором времени собираюсь установить радиостанции. Вот тогда, машина будет полностью соответствовать оригиналу, можно будет, даже, пользоваться по назначению, как радиостанцию. Вообще, восстановленных радийных модификаций, реально, всего две в стране.
Машина воссоздана практически полностью из родных, заводских деталей. Весь новодел создан по заводским чертежам. Сейчас с запчастями проблем нет, есть же Интернет. А в советское время их такое количество наготовили для армии, что до сих пор совершенно новые детали в масле — не редкость. Пожалуй, запчасти проще найти, чем на современную иномарку.
Моя машина абсолютно исправна и используется для поездок по городу летом и на парадах в Самаре. Два года подряд езжу в Казань на ретро-фестиваль. В 2014 автомобиль получил диплом и кубок. В этом году, всей семьей съездили в Оренбург, на слёт любителей ГАЗ-69.
В Самаре есть серьёзные собиратели и реставраторы ретро-техники. Но, к сожалению, помимо парадов, в нашем городе любители такой техники не собираются.
Прицеп ГАЗ-704, оригинальный приспособленный для работы в сцепке с «козлом». Тоже его восстанавливал.
Считаю, что моё увлечение крайне полезно. Так, оно помогает в воспитании подрастающего поколения. Моим детям очень интересен этот автомобиль, участие в праздничных мероприятиях и заезды на нём. А еще, это моё хобби, которое позволяет получить положительные эмоции".

Восьмиместный ГАЗ-69 и пятиместный ГАЗ-69А выпускали в Горьком с 1952 года. Прототипы носили имя «Труженик». По двигателю (2,1 л, 52 л.с.) и трехступенчатой коробке передач автомобиль максимально унифицирован с «Победой» ГАЗ М-20.
С 1954 по 1972 год автомобили выпускали в Ульяновске. На капоте была выштамповка «УАЗ», однако официально машины обозначались по-прежнему аббревиатурой ГАЗ. На часть экспортных автомобилей ставили 2,4-литровые моторы мощностью 62 и 66 л.с. На базе ГАЗ-69 создали прототипы ГАЗ-69Б и ГАЗ-19 (последний – с приводом лишь на задние колеса) с цельнометаллическим кузовом; аналогичные полноприводные машины ТА-24 в небольших количествах выпускали в Тарту. По лицензии ГАЗ-69 делали в КНДР и Румынии (АРО-461).