Progorodsamara.ru выяснил у граффитиста, зачем он рисует на трамваях и домах

- Вы рисуете без разрешения? Получается, что вы занимаетесь вандализмом?

- Я рисую на тех местах и поверхностях где, во-первых, рисунок будет уместно смотреться, по-моему мнению. Во-вторых, этот рисунок увидит большое количество людей. В-третьих, это место должно иметь закрытость от полиции. У всех граффити-художников есть список критериев, в соответствии с которым мы выбираем место для рисования, но у всех он разный. При этом никто из художников не считает свою деятельность вандализмом. УК РФ и его статья № 214 предполагают другое, и это отчасти верно, так как граффити может составлять «тэггинг» - яркие размашистые подписи маркером или баллоном на всех поверхностях без разбора. Этим занимались на той или иной стадии своего развития все граффитисты.

- Для чего нужно рисовать на разных предметах? Или на стенах, ведь на этом не заработаешь денег?

- Для меня и многих моих сверстников нелегальное граффити – это хобби. В него мы вкладываем свое время, свои мысли, свои деньги и, конечно, идем на риск. Если сравнить граффити со стрит-рейсингом, с парашютным спортом, или даунхиллом, то окажется, что граффити-художники – те же самые адреналиновые наркоманы, что и гонщики или парашютисты, только с немного различными ставками и ноткой творчества. Ведь каждому рисунку на стене или вагоне предшествуют часы художественных изысканий, разработка эскиза, построение гармоничных шрифтов и картины в целом.

- Вы когда-нибудь расписывали вагон метро или поезда?

- Я и мои товарищи по команде рисовали на всех видах общественного транспорта в нашем городе, кроме метро. Рисуя на трамвае или на поезде, мы преследуем несколько целей:
- получить максимальную дозу адреналина и попасть, благодаря ей, в иную реальность, где есть лишь вагон, твоя краска, твой рисунок, а также слух с боковым зрением, которые следят за обстановкой вокруг;
- поучаствовать в настоящем приключении, которое запомнится на всю жизнь
- украсить по своему вкусу транспорт, конечно же, и заявить о себе этим в граффити-сообществе.

- Не страшно, что вас могут когда-нибудь поймать?

- Когда рисуешь там, где нельзя, всегда помнишь об опасности быть замеченным или задержанным. Ты заранее знаешь, насколько серьезной может быть ответственность, или сколько денег понадобится на взятку, например, чтобы не получить судимость по статье УК или вообще не сесть. И если это не заставляет отказаться от затеи, то оно лишь добавляет огоньку, и эйфория от успешно завершенной акции еще продолжительнее и ярче.

- Может, вас уже как-то ловили?

- Конечно, ловили, и не один раз. Несмотря на то, что я и мои ребята не имеем судимости, эти случаи не слабо повлияли на нашу жизнь, на наши взгляды и поведение. Каждый раз прием заканчивался по-разному. Однажды мы откупились от милиционеров за 92 рубля мелочью. А однажды дело дошло до суда, и уже в суде, после возмещения ущерба, мы помирились с потерпевшей стороной.

- Кем вы работаете?

- Основная моя деятельность – графический дизайн и полиграфия. Однозначно могу сказать, что сюда пришел благодаря граффити. Такие вещи, как глазомер, чувство композиции, чувство шрифта, художественное чутье, наконец - все это, настолько необходимое мне в моей повседневной работе, я начал развивать, рисуя миллионы букв на тысячах листах бумаги и сотне стен. Второй мой источник доходов – это легальное граффити. То граффити, которое нравится всем горожанам, а не только узкому кругу художников. То, за что платят деньги. То, где можно рисовать в тишине, тепле, полной безопасности, не спеша и попивая чаек. И это тоже прекрасно. Основная масса моих знакомых знает только об этом аспекте моей граффити-деятельности. Естественно, я рад распространению этой информации, так как это способствует поступлению новых заказов. Незаконную деятельность не афиширует никто. Некоторые художники даже живут двойной жизнью, абсолютно четко разграничивая круги свои круги общения.

- Никогда не возникало желание разрисовать памятник или какой-то постамент? И вообще как вы относитесь к предметам культуры?

- Конечно же, нет! Ни за что! Это одно из самых главных и незыблемых табу в граффити-сообществе. Это именно то, в чем мы солидарны с законом. Рисовать на памятниках или предметах культуры – вандализм. С возрастом понимаешь это все яснее. Лично я очень недоволен огромным количеством тэгов на стенах нашего города, я не вижу в этом красоты. С точки зрения граффитиста, есть и красивые, уместные тэги, но мне за эту грязь стыдно.

- Вы учились профессионально рисовать?

- В течение почти десяти лет граффити-стажа я часто говорю себе, что пора бы пойти уже в художественную школу и, уверен, еще через 10 лет я продолжу об этом думать. Хорошо, если хотя бы четверть граффитистов окончили художку. А есть ведь еще граффити-школы, где тоже пестуют молодых талантов и затачивают их под наш основной инструмент - аэрозольный баллончик с краской.

- Что именно вы разрисовывали? Что планируете или мечтаете разрисовать в Самаре или заграницей?

- Были разные поверхности: подъезды и гаражи, фасады домов и задние стены магазинов, трамваи и «газельки», легальные стены и стенды на фестивалях. В планах у меня есть намерение порисовать на качественно организованном граффити-фестивале.

Фото, сделанные в Самаре, предоставлены автором или взяты из социальной сети "Вконтакте".