Oldtimer по-самарски: мотоколлекция Александра Милютина

Мотоциклы, произведённые в Восточной Европе и СССР до 1991 года, обладают особым шармом. Пусть они были технически несовершенны, обладали минимальным кофмортом и маломощными моторами. Но именно они - "Уралы", "Явы", "ИЖи" завоевали народную любовь и выпускались огромными тиражами. Относительно дешёвые, с огромной ремонтнопригодностью эти мотоциклы стали символом свободы передвижения по стране Советов. Ведь, автомобиль, в те времена, был дорогостоящим дефецитом. И, конечно же, мотоциклы пользовались успехом у молодёжи.

Александр Милютин

- Александр, почему вы стали собирать мотоциклы?

- Пожалуй, это ностальгия по детству. В молодости были и ИЖ, и Явы. А коллекция началась со случайной покупки. Приобрёл Яву у молодых ребят, которые стояли с ней на дороге и не могли завести. Им на что-то не хватало денег и я предложил продать мотоцикл мне. Воспоминания о молодости нахлынули. А в процессе восстановления набралось много доноров и тогда я решил заняться их реставрацией.

Чехославацкая Jawa 350

- В вашей коллекции много техники?

- Много, это всегда относительная величина. 15 мотоциклов, ГАЗ-69А. Сейчас очень интересна тема мотороллеров и мопедов. Вообще, коллекция у меня ограничена периодом 1939-1982 гг. Изначально, собиралась гражданская техника. С 2002 года стал увлекаться реконструкцией, вместе с этим и военной техникой.

Венгерская Pannonia 250 , любимая советскими колхозниками, за люльку и высокую грузоподъёмность

- Вижу в вашей коллекции BMW, времён Второй мировой. Расскажите про этот экземпляр.

- Это BMW R71, в цветовой схеме африканского корпуса Роммеля. Выпущен в 1941 году. Разумеется, в СССР попал, как трофей. Эту машину я нашёл в ужасном состоянии, только двигатель можно было восстановить. Фактически, он был воссоздан заново, до оригинального состояния, А теперь — участвует во всевозможных мероприятиях. Летом мы с ним ездили на реконструкцию освобождения Севастополя, прошедшей на набережной. А 7 ноября собираемся участвовать на Параде Памяти.

BMW R71

- Какие ещё мотоциклы есть в вашей коллекции?

- Самые разные, советские, польские и чехословацкие. Вот, например Урал М72, советский тяжёлый мотоцикл, разработанный путём копирования R71. А вот чехославацкая Jawa 350, в процессе реставрации. Месяц назад, это ещё был металлом. Все восстановленные экземпляры полностью исправны и на ходу.

В процесе восстановления

Урал М72

- Вы сами занимаетесь восстановлением техники?

- Да, сам я очень хорошо разбираюсь и в электрике и в моторах. Окраску доверяю специалистам. С детства занимаюсь мототехникой, поэтому никаких сложностей с самостоятельным восстановлением нет. В давние уже времена техника была ненадёжной, поэтому волей не волей приходилось осваивать ремонт.

- Как идёт процесс восстановления?

- Чаще всего, в руки попадает техника в удручающем состоянии. Реставрировать приходится по чертежам и фотографиям. Интернет — основной источник для поиска запчастей Основные поставщики запчастей даже наших мотоциклов — Польша и Китай, Венгрия, Чехия. Специфика работ такова, что сразу собираются по 2-3 мотоцикла. На некоторые модели уходит до 5 лет работ.

Не только мотоциклы, но и историческая реконструкция

ИЖ-49, скопированный с немецкого DKW 350

- Вы предпочитаете восстанавливать оригинальными деталями или заменять их новодельными?

- Без новодельных запчастей, выпускаемых для восстановления, не обойдёшься. Особая проблема — хромовое покрытие. Если раньше, даже в Самаре, могли восстановить покрытие металлических деталей, то сейчас приходиться заказывать из-за границы. Получается дешевле, быстрее и качественней.

Увлечение отца разделяет сын Александр

- Бывали у вас необычные случаи, связанные с поиском мотоцикла для коллекции?

- Урал М72 купил в Большечерниговском районе области. У нас тогда кот пропал и вместе с мотоциклом я привёз мешок с четырьмя котами. Один из них до сих пор у нас живёт. Кот очень любит спать у мотоциклов.

- У вас не возникало желания поучаствовать в крупных ретро-выставках, завоевать призы на них?

- Пожалуй, нет. Это увлечение для души. Хватает и мероприятий, приуроченных к памятным датам и пробегов областного масштаба.

В 60-70 гг. такая наклейка была очень модной

- Есть ли клуб любителей ретро-мотоциклов в Самаре?

- Как такового клуба нет. Есть байкеры, у них своеобразная субкультура и они не занимаются ретро-техникой. Есть люди с коллекциями мотоциклов в Самаре и области. Правда, у нас разный подход — я восстанавливаю с нуля, а многие коллекционеры покупают готовые машины. Со многими из них я лично знаком. Даём друг-другу советы по восстановлению, меняемся запчастями и мотоциклами. Участвуем во многих ретро-пробегах, в том числе и по военной тематике. Но, повторюсь, клуба нет.

Итальянская Vespa, она же - мотороллер "Вятка"

- В вашей коллекции есть и ГАЗ-69А. Видимо, это продолжение военной тематики?

- Да, машина 1955 года выпуска, была приобретена уже после начала увлечения реконструкцией. Восстановлена буквально из металлолома.

ГАЗ-69А

- Как реагируют окружающие, когда вы в потоке движетесь на олдтаймере?

- По-разному. Взять, хотя бы, «козлика». Некоторые пытаются подрезать, а ведь у него тормозной путь немаленький, это очень опасно. Хотя, большинство людей приветливы - машут руками, сигналят. А на парадах нет отбоя от желающих сфотографироваться, посидеть за рулём.

- Ваше увлечение помогает вам в жизни?
- Хобби снимает напряжение. Уходишь мыслями от действительности, от информации идущей из телевизора. Когда смотрю на железку из мотоцикла, думаю, что кто-то его до меня ремонтировал своими руками. Сейчас, наверное, этого человека нет, а вещь осталась. Любимое дело всегда помогает в жизни.