Oldtimer по-самарски: история ГАЗ-21Р "Волга" (169635)

В массовом сознании образ знаменитой "двадцать первая" крепко связан с третьей серией - "китовом усе".

Все три серии "21" в сборе

В Советском союзе "Волга" была успешной и востребованной машиной. Немногие советские граждане могли себе позволить престижный по советским меркам седан из-за совершенно недоступной цены. Так, к 1961 году по дорогам страны ездило около 170 тысяч "Волг", львиная доля которых были служебными и такси. Иными словами, предпосылок для модернизации на домашнем рынке не было.

ГАЗ-21Т, знаменитая "красная шапочка"

А вот ситуация в Западной Европе была удручающая. Большая "волжанка" несколько лет неплохо продавалась по цене западных одноклассников. Но, к началу 60-х резко стала проигрывать по потребительским качествам новым европейским и американским машинам. Так, аэрокосмический дизайн стремительно устаревал, в моду входил линейный конструктивизм. Двигатель ЗМЗ-21 не обеспечивал нужной динамики полуторатонной "Волге", ведь одноклассники стали получать моторы, обеспечивающие вдвое большую удельную мощность на тонну массы.

Малоизвестная попытка бельгийского импортёра Scaldia обновить внешность стремительно устаревающей "Волги"

Иными словами, третья серия ГАЗ-21 появилась, как реакция на спад продаж советского седана на рынках капстран. "Волга" была обязана приносить конвертируемую валюту и нести имидж технологичного советского изделия в Западной Европе.

ГАЗ-22, универсал на базе седана. В руки к частникам в Союзе не продавался. Эти машины нещадно эксплуатировались различными службами, поэтому машина сейчас достаточно редкая

Уже в 1960 году на ГАЗе разрабатывалась приемница «двадцать первой» - ГАЗ-24, но горьковчане хорошо понимали, что на освоение новой машины уйдёт не один год. Тогда, для поддержания рыночной привлекательности принимается решение модернизировать имеющуюся конструкцию. Так, в 1962 году появляется ГАЗ-М21 «третьей серии». Отличительными чертами машины стал форсированный до 75 л.с. двигатель, усовершенствованная подвеска, улучшенный салон и, конечно, обновленная внешность, лишённая "детройтской" вычурности. В таком виде ГАЗ-21, с небольшими изменениями, просуществовал на конвейере до 1970 года.

ГАЗ-23, "догонялка" с V-8 от "Чайки". Создавался для КГБ

Миллионный легковой ГАЗ, 1967 год

Сейчас "21" стала не только олдтаймером, но и основой для различных тюнинг-проектов. Как для аляповатых поделок...

...так и для грамотно исполненных хот-родов

Величественная "осанка" - признак всех "21"

Третья серия лишилась многих "архитектурных излишеств" своих предшественниц

Данный экземпляр пока без декоративных колёсных колпаков. Но, владелец собирается восстанавливать оригинальные

По меркам СССР 50-60 гг. мы попадаем в роскошный салон - отделка, радиоприёмник, множество хромированных деталей и стрелочные часы. Салон просторен для середины XX века. Спереди и сзади стоят неразрезные трехместные диваны.


4-цилиндровый мотор на ходу слишком хорошо слышно в салоне

В движении практически не чувствуются дефекты дорожного покрытия. Это заслуга массы и упругой подвески. Обратной стороной мягкости хода является валкость в поворотах. Крены заставят понервничать человека, который в первый раз едет в «двадцать первой».

Знаменитая "чайка" перекочивала на "21" с ГАЗ-13

Юрий, владелец

Идея приобрести "двадцать первую" мне пришла на нашей свадьбе, где подобное авто выполняло роль машины жениха и невесты. Долго обдумывал и жена меня поддержала в этом начинании.

"Волга" - семейное увлечение

Подходящую машину подобрал не сразу. В области нашёл хорошо сохранившийся экземпляр, ГАЗ-21Р, 1968 года выпуска. Изначально, владелец сам хотел заняться восстановлением, привёл в порядок мотор и ходовую, но из-за нехватки времени забросил проект. А вообще, я третий владелец за 46-летнюю жизнь "волжанки".

Машина у меня уже 3 года. За это время я привёл в порядок кузов, заменил некоторые кузовные панели, начал восстанавливать хромовое покрытие и занялся салоном. Перекрасил машину в заводской цвет. Стараюсь аутентично восстановить машину. Из неродного в конструкции только вакуумный усилитель тормозов, без него у "21" огромный тормозной путь. Ну, и решил перетянуть салон кожей, считаю, что именно этого не хватало такому большому авто в годы его молодости. Машина ещё в стадии восстановления, большие планы на эту зиму.

С запасными частями бывает трудно, но выручает интернет и форумы. К сожалению, встречаются дельцы, которые пытаются продать "убитые" детали по огромным ценам. Ретро нынче в цене.
Сам проект восстановления "Волги" обходится в весьма разумные деньги. Пока еще можно за недорого восстановить советский автомобиль.

Вообще, автомобиль покупался для выездов "выходного дня". Но, так получилось, что за 3 года буквально 3 раза удавалось на нем проехаться. Во-первых, машина ещё не полностью готова, а во-вторых, просто жалко. Ведь, даже в безобидной летней пробке ГАЗ может перегреться – несовершенная система охлаждения даёт о себе знать.

После окончания реставрации хотелось бы поучаствовать в фестивалях ретро-техники. Кстати, машина вызывает неизменный интерес у окружающих. Например, водители с пониманием пропускают при перестроении.

Машина доставляет мне массу положительных эмоций. У всех бывают сложности, стрессы. А сядешь за руль "Волги" - и как рукой снимает хандру!