Андрей Бершов, самарский клоун: о туркменских конях, фобиях и жующих людях на корпоративах

- В детстве у вас был любимый клоун?
Вспоминаю Ленинград, где жил с родителями с первого по третий класс. Там я часто ходил в цирк. К сожалению, не помню имени того клоуна, но я всегда просил родителей сводить именно на него.

- А когда захотелось попробовать себя в клоунаде?
Пожалуй, в студенческие годы. Учась в Куйбышевском государственном институте искусств и культуры (ныне СГАКИ, прим. ред.) стал чувствовать, что мне нравятся комедийные истории, тем более, в начале 90-х стали популярны различные юмористические коллективы, вроде «Маски-шоу» Как это водится, устраивали мы и «капустники», на одном из которых я познакомился с Игорем Аляксином, ставшим моим напарником по дуэту «Комиксы», появившемся в 1993 года. Первые номера «обкатали» на Ленинградской.

- Вы выступаете для самой разной аудитории, но её можно разделить на две большие группы — взрослые и дети. Кто более благодарная публика?
Естественно, дети. Ты можешь выйти к ним, ничего не делать, а они будут смеяться и радоваться. Со взрослыми сложнее. С ними сталкиваешься на банкетах-корпоративах или на концертах-фестивалях.
В первом случае, нужно много умения, чтобы человек оторвался от тарелки или беседы со своим соседом по столу. А на фестивали люди приходят сознательно. Это очень искушённый и опытный зритель, его довольно трудно удивить.
С детьми проще, но со взрослыми всегда интереснее, потому что это игра «кто кого».

Игорь и Андрей вне сцены вполне серьёзные люди

- Когда разговор заходит о клоунах, всегда вспоминают цирк. Не было желания выступать на арене?
Попытки у нас были, но опыт не показался интересным. Всё-таки в цирке есть определённая специфика, которая сильно упрощает работу. Берешь яркий костюм, классические гэги, укрупнённый реквизит — и всё, номер в кармане. На сцене сложнее — можешь выйти в обычном костюме и тебе надо смешить, без дополнительных элементов. В цирке больше гиперболы, чем комичности.

В цирке работать проще

- Многие люди воспринимают смех над собой, как оскорбление. Над вами же смеются каждый день, это ваша работа. Отрицательных эмоций не возникает?

Нет, ведь это игра. Игра азартная, где главный вопрос в том, сможешь ли рассмешить и удивить человека. Да и это хороший сеанс обмена эмоций, особенно когда в номере участвует зрительный зал.

- Когда клоун падает, это смешно? Где граница между смешным и грустным?
Есть классические номера, где, например, один клоун комично бьёт другого – зрители смеются. А можно пойти по другому пути, философскому. Помните, у Олега Попова был очень лирический номер «Солнечный зайчик», где есть грусть и светлая радость. Так что, нет чёткого разделения между смешным и грустным.

- Может ли вас обидеть реакция зрителя?
Безусловно. Реакция зрителя обижает в двух случаях. Когда на каком-то банкете-корпоративе тебя просто не замечают – ты ещё не успел доказать кто ты, а люди на тебя не смотрят. Или, когда на выступлении какие-то вещи не «заходят», но здесь может быть и собственная недоработка.

- Есть расхожее мнение, что комики на сцене в жизни смеяться не любят. Можно ли про вас так сказать?
В принципе, можно. Потому что, в силу большого опыта, много эмоций приходится экономить. Даже, когда собираемся компанией с друзьями, не сказать, что мы главные заводилы и весельчаки.
Часто бываем в жюри на студвёснах. Смотришь, у молодёжи юмор бьёт струёй, сыпят шутками над друг другом. У нас такого уже нет. Другое дело, что как студенты доходят до сцены всё, куда-то девается, не регулируется «фонтан».

- Наверное, у вас были такие ситуации, когда настроения нет ни шутить, ни смеяться, а выходить на сцену нужно. Как вы справлялись с этим?
Да, естественно такие ситуации были и бывают. Но, есть парадокс в этом – сцена лечит. Бывает, чувствуешь себя плохо, а выходишь на сцену и всё куда-то девается. Так же и с настроением – открывается второе дыхание. Тайная магия сцены.

- Трудно ли смешить людей?
На самом деле, да. Постоянно в мире появляются новые хорошие песни, танцы и так далее. А комический жанр и, особенно, клоунада практически не развивается. Этом можно увидеть даже по телевидению – много юмористических передач, но клоунада практически не представлена. Сейчас даже фестивали практически исчезли. Буквально в том году собирались на ежегодный фестиваль в Одессу, но начались известные события и его просто отменили. Так что, трудно сейчас этому жанру.

Сейчас жанр клоунады практически не развивается

- Можно ли научиться смешить? Или, это врождённый дар?
Нужно проверять. Сейчас у нас появилась своя студия в Поволжском государственном коледже, в которой занимаются студенты. Они осваивают азы пантомимы, жонглирования, проводим актёрские тренинги и пробуем ставить номера. На мой взгляд, научить можно, но таланта рассмешить никто не отменял.

- Клоунада для вас больше хобби или работа?
Раньше, можно было сказать, что хобби. Сейчас это работа. Всё переплелось и взаимосвязано, чему очень рад. Ведь, я постоянно занимаюсь любимым делом.

- Есть довольно экзотическая фобия — боязнь клоунов. Как вы думаете, почему она вообще существует, ведь клоун это смешно.
Думаю, что клоун может напугать. Эта же боязнь из детства, когда у некоторых детей возникает не состыковка — взрослый человек выглядит, как большая игрушка. Такое, кстати, распространено - я встречал массу взрослых, которые действительно сторонятся клоунов.

- Происходили у вас забавные происшествия, связанные с работой?
Ездили на фестиваль в Ашхабад, в начале «нулевых». Туркмения очень закрытая страна. За Гран-при в оригинальном жанре нам вручили ковёр ручной работы, массу грамот и коня, породы, представляющей национальную гордость. Только на границе нам сказали, что коня вывезти из страны нельзя, можно только приезжать к нему. Была ещё одна забавная ситуация, когда мы возвращались из фестиваля в Красноярске. В вагоне сломалось отопление, а была зима, всех пассажиров стали расселять по составу. Мы остались, потому что нас по разным вагонам разместить хотели. Утеплялись как могли - заложили щели матрасами, одели все теплые вещи. Так мы и проехали целые сутки.

Туркменского коня нам так и не отдали

- Как встретите День смеха?
В весёлой работе, что очень радует. 1 апреля мы смотрим студвесну в ПГСГА, а 2 апреля в 16:00 в нашей студии проведём большой капустник, где будут выступать молодые таланты, мы и наши друзья. Набирается интересная программа, на неё мы приглашаем всех желающих, вход абсолютно свободный.

- Знаю, вы не любите вопрос о творческих планах, но не задать его нельзя.
Сейчас занимаемся большой благотворительной программой «Солнечные люди», показываем представления детям из интернатов. Ребята из нашей студии играют номера. Участвуем в съёмках самарской комедии «Борода без даты». А вообще, трудно говорить про планы, жизнь часто вносит неожиданные корректировки в них.