Священник Армянской апостольской церкви Киракос Агосян: "Самара - это сердце России!"

- Расскажите про историю общины в Самаре.
В 1895 году открылся молитвенный дом на улице Садовой, который относился к Армянской церкви. В годы советской власти наша церковь, как и все религии, подвергалась гонениям. Через 100 лет, в 1995 году была возрождена община Армянской Апостольской церкви и началось строительство храма. В 2003 году было открытие.

- Как велика самарская община и высок ли уровень консолидации внутри неё?
На воскресных службах в храме, вместимостью 200 человек, просто не протолкнуться. Вообще, армян в области до 50 тысяч, а в Самаре - 25. Главная миссия церкви, это продолжение апостольства, именно поэтому мы «апостольская». Продолжаем тот канон, что идёт напрямую от Христа. Здесь, в Самаре церковь объединяет армянскую диаспору, помогает сохранить культурную и языковую идентичность. В нашем храме не только служба проходит на армянском, а ещё и работает воскресная школа, в рамках Духовно-Просветительского центра, по благословению Главы Епархии Архепископа Езраса Нерсисяна.

- Многие люди не знают, чем отличается Армянская Апостольская церковь от Русской Православной. В чём главные отличия?
Слово Христово в Армению принесли два апостола. А вера наша тоже православная. Конечно, в армянской церкви есть национальная специфика, обычаи нашего народа. Во время молитвы например, мы говорим «Во имя Отца, Сына и Духа Святого», а в русской церкви «Святого Духа». Знаете, часто приходится сталкиваться с разными заблуждениями. Одни считают, что мы католики. Стыдно сказать, но по невежеству некоторые даже думают, что мы не христиане! Армения приняла веру в 301 году, как государственную религию, то есть первой в мире.

- Отец Киракос, а как вы решили стать священником?
Это произошло в детстве. Я родился в Армении, в городе, где находится престол нашей церкви. Маленький древний город, со многими храмами. Без ведома родителей я стал петь в церковном хоре. В возрасте 14 лет, я уехал в Иерусалим, учиться в духовной семинарии. Знаете, быть священником это призвание, должно чувствоваться божественное предназначение. Далеко не каждый может пойти по этому пути.

- Как организованна работа церкви в Самаре?
Повторюсь, что главная цель — сохранение национальных и духовных ценностей нашего народа. Мы расширяем нашу паству. Учим детей армянскому, ведь в российских школах нет возможности изучать родной язык. К сожалению, традиции сейчас быстро забывают, особенно молодое поколение.

- В последние годы выросла духовность и интерес к религии?
С каждым годом это чувствуется всё больше и больше. В праздничные дни к нам приходят всё больше и больше людей.

- Самара город поликонфессиональный. Как налажено взаимодействие с другими конфессиями?
У нас братские отношения с РПЦ и другими религиями. Конечно, с русской православной церковью мы поддерживаем особенно крепкую связь.

- Чем внешне и внутренне традиционный храм армянской церкви отличается от русского?
У нас немного изображений и икон в храме. Наверное вы заметили, что внешнее и внутренние убранство очень скромное. Это не случайно. Наша церковь должна создавать у человека настрой на молитву, не отвлекая его чем-то ярким от разговора с Богом.

- А почему в Самаре только один храм?
Скажу больше, он один в Поволжье. Конечно, сейчас строят церкви в Тольятти и Саратове, но долгие годы мы были единственными. Город Самара большой и мы действительно думаем о новом храме. Всё зависит от наших финансов и места, которое нам выделит город.

- Есть ли у церкви прихожане не армяне?
Есть и русские, чаще всего это связано со смешанными браками. Часто к нам в церковь заходят люди с улицы, которые хотят поставить свечку. Конечно, мы это разрешаем, русская и армянская это сестринские церкви. Для верующих всегда открыты двери нашего храма. Кстати, в воскресную школу ходит несколько русских ребят, изучают армянский язык.

- 24 апреля ваш народ вспомнит трагические события 100-летней давности — геноцид армян.
Погибли 4 тысячи священнослужителей, 1,5 млн армян. До сих пор Турция отрицает факт геноцида. Мы признательны тем странам, в том числе и России, которые признали преступление, совершённое век назад. 23 апреля, в ходе специальной церемонии Армянская Апостольская церковь причислит к лику святых жертв геноцида, как мучеников. В Самаре в этот день пройдёт шествие от церкви «Сурб Хач» до памятника жертва локальных войн на улице Мичурина. На следующий день мы откроем памятник жертвам геноцида на территории храма.

- Есть ли у вас любимые места в Самаре?
Самара вообще мой любимый город! Здесь очень красивые церкви, улицы. Особенно меня поражает Волга. Я согласен с утверждением, что Самара это сердце России.

- А как вы проводите своё свободное время?
Очень много дел и очень мало свободного времени. Но, когда оно у меня есть, то посвящаю его своей семье. У меня три сына, сейчас ждём прибавления — дочку.

- В российском обществе существуют определённые стереотипы к армянскому народу. Например, шумность армян. Как вы относитесь к этим представлениям?
Каждая нация имеет свои плюсы и минусы. Но это не значит что весь народ плохой. Есть, конечно, люди настроенные шовинистически, по отношению к нам. Однако, это невозможно ни понять, ни принять. Армяне всегда были и будут с Россией и относились к российскому народу по-братски.

- Чтобы вы хотели пожелать самарцам?
Хотелось бы, чтобы в жизни людей царили любовь и братство, справедливость и истина. Благодать, любовь, мир Господа нашего Иисуса Христа да пребудет со всеми. Аминь.