Как появился легендарный штурмовик Ил-2 в Куйбышеве 40 лет назад
Сегодня исполняется 40 лет с момента открытия монумента, ставшего одним из символов Самары - памятника штурмовику Ил-2. Это произошло 7 мая 1975 года, в канун 30-летия победы в Великой Отечественной войне. Памятник сразу полюбился горожанам, особенно молодожёнам, для которых стало традицией сфотографироваться на фоне боевой машины в день свадьбы.
С отсутствием ильюшинского штурмовика столкнулись ещё в 1967-м, когда в честь 50-летия Советской власти было решено организовать выставку авиационной техники в Куйбышеве. Уже тогда выяснилось, что боевые машины не сохранились. Для этой цели в различных районах страны начались поиски самолетов, сбитых во время войны. Самолеты находились, но слишком сильно поврежденные. Неожиданно в газете "Труд" за октябрь 1972 года появилась небольшая заметка, в которой говорилось, что в Кандалакшском районе Мурманской области, недалеко от озера Ориярви, охотники обнаружены остатки штурмовика.
Прибывшая к месту падения самолета комиссия обнаружила останки человека в кабине воздушного стрелка, пулемет с пустыми лентами, пистолет, ракетницу и лётный планшет. Заводской номер машины (1872932) помог выяснить, что она была построена в Куйбышеве. С завода самолет отправили в Заполярье в 1943 году. В том же году самолет был сбит в бою за немецкий аэродром. По бортовому номеру определили имена летчика и воздушного стрелка, ими оказались летчик младший лейтенант Константин Котляревский и стрелок старший сержант Евгений Мухин. Начались поиски следов пилота, предстояло выяснить, как погиб и где похоронен. К счастью, лётчик оказался жив и после войны 14 лет работал летчиком-испытателем и возглавлял штаб гражданской обороны одного из заводов Новосибирска.
Бригада слесарей у восстановленного ИЛ-2. Фото Петра Моисеенко
Восстановленный ИЛ-2 у проходной
В мае 1973 с Куйбышевского авиационного завода №18 для доставки самолета отправили группу специалистов. Тридцатилетнее пребывание самолета на болоте не прошло бесследно, многие части сильно проржавели и сгнили. Практически нетронутым остался лишь бронекорпус. Соседний леспромхоз, узнав о цели приезда заводчан, пришел на помощь. Была прорублена 1,5 километровая просека, директор выделил тралёвочный трактор для перетаскивания агрегатов самолета. Вскоре части самолета были доставлены в Куйбышев.
В 1972 году местные жители нашли останки этого самолёта в карельских болотах. Они написали письмо на нынешний Авиакор. Куйбышевские специалисты в инициативном порядке восстановили штурмовик, притом по памяти заводчан. Чертежей уже в начале 70-х не было.
Самолёт поставили возле проходной авиазавода №1. Тогдашний секретарь обкома Муравьёв в одно из посещений завода возмутился, что «изделие», в которое вкладывал силы весь город, а видеть его могут только сотрудники предприятия. 7 мая 1975 года монумент торжественно открыли на пересечении Московского шоссе и проспекта Кирова.
Я лично присутствовал на открытии. Тогда не было сквозного проезда в сторону Ново-Садовой. В тот день собралось очень много народа. Приехал из Москвы председатель совмина Косыгин. Выступали генерал-лейтенант и лётчик испытатель Владимир Коккинаки и Константин Котляревский, командир того самого самолёта, что восстановили в Куйбышеве.
Что интересно, на церемонии открытия присутствовали три брачующихся пары. Они первыми возложили цветы к монументу. Косыгин лично вручил им по большой белой коробке. Что уж было внутри них, история об этом умалчивает.