Самарский музыкант: Когда-то я репетировал в сарае, а рядом заседали наркоманы-героинщики

Корреспондент Progorodsamara встретился с музыкантом Алексеем Психическим, который является участником нескольких самарских коллективов, среди которых «SUN EXPRESS». Он рассказал о музыкальной культуре в Самаре начала 2000-х, о том, где проходили концерты, и кого можно было послушать.

Что было модно, когда ты только начинал свою музыкальную карьеру?

Когда я только начинал, не знал, что модно. Даже сейчас я без понятия. Для этого я пользуюсь подсказками друзей. Вообще, следовать моде – это не выгодно. Всегда кто-то опередит. Вопрос модности волновал меня только в вопросе: «Надеть эту кепку или эту шляпу?»

Какой жанр был востребован?

Я успел поработать в различных жанрах. Когда я только начинал, я не воспринимал это всерьез. Только в 2005 году я подошел к этому серьезно, понял, что в моем окружении есть много профессиональных музыкантов. Изначально это была акустическая музыка. С виолончелисткой Лидией Игольниковой мы писали душевные и романтичные мелодии.

Группа "Персона Грата", 2003 год, фото -Sven Doublet

Где была самарская музыкальная тусовка?

В музыкальной тусовке 90-х меня не было, но в начале 2000-х годов я мог ее видеть. Это была немногочисленная группа. Тогда проходили фестивали, которые организовывал рок-клуб «Экстрим». Они проходили в различных домах культуры и на Ладье. Конечно, времена отличались от нынешних, не только организацией, но техническим оснащением.

Кто из прошлого запомнился?

У меня были тогда потрясающие открытия в самарской музыке. Примерно, в 1998 году, когда у меня появился первый диск группы «Корн», в Самаре была легендарная группа «Флейта-позвоночник» , которая играла крутой гранж. Была группа «Дарф», которую я считаю одной из лучших групп в истории региональной музыки. Группа «Diamond Circle» или «В каждом рисунке солнце» это все из 90-х. В начале 2000-х зарождались регги-коллективы, например, «Два льва». Я считаю их очень достойными. Многие люди, которые тогда занимались самодеятельными коллективами, играли в оркестрах, кто-то из них уехал в Америку, кто-то в Москве сейчас продюссирует телеканал. Деятельность этих людей – очень большое поле. Когда я встречаю их на мероприятиях, они вспоминают олдовые времена, когда меня еще не было.

На фото группа "Два льва". Выступление в клубе, 2010 год.


В каких барах или клубах раньше проходили концерты?

До феерического открытия рок-бара «Подвал», который стал первым не только в Самаре, но и в ближайших городах Поволжья. До этого были достойные концерты, которые проводились на площадках в «Современнике» и различных ДК. Был клуб «Фабрика», который просуществовал недолгое время. Он находился на углу Чкалова и Мичурина.

Раньше, наверное, трудно было найти место для репетиции. Ты репетировал в гараже?

Я в прошлом году репетировал в гараже. А так, могу перечислить все места, где мне приходилось репетировать: заброшенная рубка киномеханика, гримерка театра, полуразрушенный сарай в старом квартале, рядом с которым заседали наркоманы-героинщики, была подсобка размером со стол. Также мне вспомнилось одно из шедевральных мест – помещение при конюшенной раздевалке. Когда ты нормально зарабатываешь – без своей студии не обойтись. Сейчас у нас есть две студии.

2003 год, фото - Sven Doublet

Никогда не играл в переходе?

В переходе темно, сыро и воняет. В переходах никогда. А, вот, на набережной и Ленинградке играли с виолончелью и гитарой. Вообще, весной прекрасно, когда кто-то играет на улице. Африканские барабаны или бит-бокс отлично поднимают настроение.

Как относишься к тем, кто играет в переходе?

Если музыканты хорошо играют, почему бы и нет. Но мне принципиально не нравятся артисты жанра «перехода». Я прохожу мимо них с настроем – быстрей пройти. Еще они просят подать им на что-нибудь. Может, им нужен портвейн или сигареты. Не жалко им дать, но я сразу же вспоминаю один момент: раньше, чтобы заработать столько же, сколько они в своем переходе, мне приходилось не спать ночами и много заниматься, чтобы заработать свои копейки.

Группа "Персона Грата", 2003 год, фото -Sven Doublet

Есть в городе культовые места?

Раньше на Полевом спуске приезжие ребята всегда что-то играли. Были разные студии, ДК, но это такой «совок», который просуществовал до 2005 года. Сейчас все меняется. Мне кажется, культовыми местами становятся библиотеки, в которых проходят концерты. Появились нужные и эффективные вокальные школы. Это важнее культовых мест, где все просто тусуются. Да, можно сказать: «Вот тут мы пили с Сергеем Пауком Троицким!» Но это не имеет отношения к развитию музыки.

Где ты приобрел свою первую гитару?

Первая гитара появилась задолго до занятий музыкой. Это была полуакустическая гитара, которую я купил у товарища за смешные деньги, а потом продал за такие же смешные деньги. Были странствующие инструменты. Выбор был небольшой, и денег особо не было. Я не работал, не брал денег у родителей и не воровал (Смеется). Но сегодня я могу позволить себе купить бас гитару или акустическую модель той фирмы, которую захочу. Сейчас у меня совсем другие инструменты, я ухаживаю за ними, меняю струны чаще, чем ищу жену.

Помнишь свой первый альбом?

Первый более или менее серьёзный музыкальный альбом я записывал в течении 2010 года в компании Влада Руденко, с которым сейчас играем в Sun EXpress, и Лидией Игольниковой. Мы его ваяли чуть ли не год, добиваясь того, чтоб он звучал живо, со всеми шероховатостями, но, в то же время доступно и понятно. До этого тоже были попытки и эксперименты, но они не несли какой-либо общей концепции, а были в некотором смысле "демо-записями".

Обложка к синглу "Пока Идёт Дождь" (группа Sun EXpress)

Как придумываются обложки для музыкальных альбомов?

У меня всегда были в этом плане какие-то поиски. Точнее, поиски людей, с которыми можно было бы посотрудничать. Я таких людей находил, рассказывал идею, мы вместе слушали музыку и придумывали, как обложка должна выглядеть. Ведь иллюстрация к музыке не просто картинка, приложенная к mp3-файлу! В этой иллюстрации есть общее с той музыкой, к которой она сделана, возможно, какие-то общие смыслы, которые эту музыку раскрывают с другой стороны. К слову, у грядущей "пластинки" Sun EXpress мы сделали не только обложку, а целый комикс с небольшой историей.

К альбому "В Этот День" (коллектив - Алексей Психический Acoustic Band)

А кто иллюстрировал обложки?

Художники и дизайнеры, но, с ними меня судьба сводила даже не всегда по этому профилю, а как бы случайно.

Чем сейчас ты занимаешься?

Я наставник, то есть обучаю вокалу и работе с микрофоном. Я веду передачу на радио. У меня есть зеленая книжечка, в которой я записываю все свои дела по часам. В ней, помимо участия в нескольких музыкальных коллективах, отмечено очень много занятий.

Зеленая книжечка помогает?

Помогает, но времени совсем не хватает. Я пытаюсь его находить. Например, так как я не женат, я хотел бы заняться этим вопросом. Одна из причин – просто мне некогда.

Группа Sun EXpress, 2015 год, фестиваль MaxiRock

У тебя бывали провальные концерты, когда приходило 3 человека?

Провальные концерты?! По мне, так провальные концерты для таких артистов как мы, это не когда в зале мало народу, по какой бы то ни было причине, а когда сами артисты отработали не "на ура". Не знаю как у других, но если говорить в ключе нашего отношения к собственным выступлениям, то мы себя бы в пух и прах разнесли. Касательно публики, то были и выступления при полупустых залах на 20-30 человек, и концерты в переполненных клубах. В основном нам всегда есть, для кого играть. Ну, допустим, что где-то три человека на концерте. Не проблема! Разве эти три человека не заслуживают, чтоб мы оторвались с ними по полной? Не думаю.

Знаю, что парень с девушкой как-то дарили тебе цветы после выступления. Не думала, что так принято.

Цветы конечно дарили. Почему бы и нет. Это было, и не раз. Однажды один наш товарищ, после акустического выступления, подошёл к нам с гитаристом со словами "цветы музыкантам" и подарил каждому по маленькому свёртку с весьма неожиданными и приятными подарками, содержание которых раскрывать не буду, уж очень личное. Это было тоже приятно.

Сейчас в городе много музыкальных коллективов. С чем это связано?

Если речь идет о профиле, то в музыку приходят даже непрофессионалы. Кто угодно. Сейчас исполнителей больше, потому что информация и инструменты стали доступнее.

Что нужно для того, чтобы собрать свою команду?

Надо собрать друзей и напиться. По пьяни собираются самые лучшие группы (Смеется) Многие придумывают себе трудности. Пройдя через них, остается малое количество людей. Если ты видишь свою цель, то все получится.

Группа Sun EXpress, 2014 год, Оренбург, на съёмках конкурсного видео для "Нового Движения"

Всегда хотела спросить у молодого музыканта - как тебе гимн Самарской области?

Ну, гимн как гимн. По стилистике и мелодике - в ключе национального гимна. Главное, чтобы нелепостей не пели религию и прочие дурные мифические штучки. А, вот, песни, звучащие из динамиков Ж/Д вокзала и все эти эстрадные дешёвые замашки, якобы воспевающие Самару, это меня действительно раздражает.

А что бы ты предложил тогда на замену этим дешевым замашкам? Кавер-версии?

Каверы песни не должны представлять город на таком уровне, должно быть что-то хорошее и авторское. Над заменой не думал, но пошло-плясовая "Самара, Самара, Самара" - это никуда не годится даже в отсутствии альтернатив!


.