Самарский инструктор по картингу рассказал, можно ли стать гонщиком «Формулы-1»

Картинг в какой-то мере можно назвать парадоксальным видом спорта. Все из нас видели болиды, нам неоднократно предлагали на них покататься, а многие даже пробовали, но что мы вообще знаем об картинге? Да практически ничего, только краем уха слышали, что знаменитые гонщики начинали именно с него. Так как же именно появился картинг? Сколько бензина «жрет» болид? Сколько он, в конце-концов, стоит? Эти и многие другие вопросы портал ProGorodSamara.ru задал старшему инструктору по картингу самарского клуба «Шойхер» Андрею Кушнареву.

Картинг - это случайность истории!

- Андрей, расскажи немного о себе, как ты стал инструктором?

- Любовь к скорости и колесам у меня в крови, передалось от отца, который ездил на всем, чем только можно. К сожалению, мое детство проходило в девяностые, когда людям уж точно было не до автоспорта и картинга, поэтому тогда в полной мере воплотить свою любовь не смог. Но уже в сознательном взрослом возрасте подвернулся счастливый случай. Когда я был восемнадцатилетним студентом, увидел предложение, что на картинг требуются инструктора. Был одно время на подхвате, помогал, и увлекся этим, хотя и было четкое понимание, что профессиональным пилотом стать уже не смогу. Так стал инструктором и занимаюсь этим уже седьмой год.

- Как вообще появился картинг?

- Первые упоминания чего-то, похожего на картинг, относятся к Америке тридцатых годов — тогда молодые парни катались на безмоторных колясках. Но более менее близкое к картингу появилось в послевоенные года — военные летчики катались на телегах для подвоза снарядов по взлетной полосе. Долгое время это было закрытым развлечением для людей, которые имеют доступ к таким агрегатам. Но вскоре картинг развился, набрал популярность и стал одним из начальных этапов в автоспорте, доступным уже для всех людей. Получается, что картинг не был каким-то специально созданным видом спорта. Это такая случайность истории, которая впоследствии дала многим пилотам путь в автоспорт.

- Чем болид для картинга отличается от обычного автомобиля, есть ли какие конструктивные особенности?

- Основное отличие от обычной машины — это что все системы (безопасности, управления) максимально упрощены. Проще, чем карт нет ничего, этим и обуславливается его доступность. А так в болиде есть все тоже самое, что и в обычном автомобиле.

Некоторые машины могут развить скорость до 260 километров в час!

- А коробка передач есть?

- Есть, это вариаторное сцепление. Наши прокатные карты оснащены автоматическим сцеплением, потому что к нам в основном приходят люди неподготовленные. Машины повыше рангом оснащены полноценной коробкой передач, например, автомобили серии «Суперкарт», они развивают скорость до 260 километров в часть!

- 260 на таком маленьком автомобиле? Это безумие!

- Да, это абсолютное безумие! Но в наших картах все проще, всего две педали и коробка-автомат.

- И сколько бензина «жрет» такой болид?

- Естественно, все зависит от объемов двигателя, как и на настоящих машинах. Если брать в расчет наши автомобили, то мощность двигателя у них невысокая — к нам приходят кататься разные люди и много новичков. В общем, объем двигателя такого карта примерно 270 кубов, мощность — около девяти лошадиных сил. Он очень восприимчив на массу пилота, но если взять среднестатистического человека, который приходит к нам кататься (около 80 килограмм), то при средней скорости 30-40 километров за час расходуется примерно литр бензина, т.е по сравнению с настоящим автомобилем расход минимальный. Если брать в расчет привычную для нас систему, получается, что на 100 километров потребляется около 4 - 4,5 литра бензина.

- А какой бензин льете?

- Только девяносто пятый. Вообще карты способны ездить на бензине с октановым числом от 90, но мы заливаем девяносто пятый чтобы сберечь «движки». Охлаждаются они только воздухом, поэтому чтобы избежать детонации двигателя при перегреве мы используем качественный бензин.

Стоимость карта высокого класса может сравниться с ценой хорошей иномарки

- Как часто нужно менять шины?

- Опять же, все зависит от частоты использования, но если машина эксплуатируется ежедневно, то резины хватает на неделю, максимум две. Почему такой высокий износ? Мы используем слик-резину, ее принцип контакта с асфальтом это не привычный протектор. При нагреве резина прилипает к асфальту, круг за кругом на нем остается маленький слой. Если обратите внимание на трассу, то увидите, что наиболее популярные траектории на ней чернеют от резины. Кстати, такие же покрышки используются на трассах «Формулы-1».

- Это делается для лучшего сцепления с трассой?

- Именно так. Не зря она используется в «Формуле-1», такая резина дает лучшее сцепление с дорогой, чем обычный протектор. Слик-резина не используется в обычных автомобилях, потому что она способна держать сцепление только на чистом асфальте. Чуть пыль или влажность и сцепление с дорогой пропадает вообще.

- Сколько стоит болид начального уровня и сколько — продвинутые экземпляры?

- Собственно, вот эти прокатные автомобили это и есть начальный уровень, это даже не болиды, которые используются на юниорских соревнованиях. Эти болиды, что называется, вводят в курс дела, с ними справится даже ребенок. Автомобили такого класса отечественного производства стоят около 150 тысяч рублей. Болиды, которые можно использовать для участия в гонках, отечественного опять же производства, стоят порядка 350 тысяч рублей! И уже топ-класс стоит около 15 тысяч долларов, это цена обычного хорошего автомобиля! Такие болиды в нашей стране, к сожалению, пока не производятся, они только импортные.

- В ваших болидах по девять лошадиных сил. А сколько в юниорских?

- Да, в наших по девять, но если быть точным, у нас есть еще карт мощностью пять лошадиных сил для гонщиков самого начального уровня. В юниорских болидах меньше объем двигателя и, соответственно, лошадиных сил, но в них используется другой тип трансмиссии, поэтому и скорости они выдают побольше при меньших мощностях. В среднем в юниорском болиде 6 — 6,5 лошадиных сил.

Величайший гонщик "Формулы-1" начинал с картинга

- Правда ли, что многие знаменитые гонщики начинали именно с картинга?

- Из наших современных пилотов «Формулы-1», которые у всех на слуху — Виталий Петров и Даниил Квят. А вообще за примером далеко ходить не надо — самый величайший пилот в истории «Формулы-1» Михаэль Шумахер также начинал с картинга. Несмотря на то, что картинг появился совершенно случайно, сейчас это абсолютно необходимая ступень к вершинам мастерства в «Формуле-1» или каким-либо другим видам гонок.

- С какого возраста вообще можно заниматься картингом?

- В рамках нашего клуба — с 6-7 лет. Но вообще будущие пилоты, планирующие посвятить свою жизнь спорту, начинают заниматься с 5 лет, это оптимальный возраст для знакомства с автоспортом.

- Шесть лет? Это же очень мало! Он справляется с болидом?

- Да! У нас был случай, когда занимался ребенок, которому и пяти не было. Вопрос ни столько в возможностях ребенка, сколько в его антропометрических данных, проще говоря — в росте. У этого мальчишки был очень увлеченный отец, который помог нам технически приспособить машины для ребенка. Поэтому ограничение даже идет не по возрасту, а по росту, чтобы ребенок мог физически справиться с машиной.

Однажды у нас каталась семидесятилетняя бабушка

- А максимальный возраст, кто приходил покататься?

- Был такой курьезный случай — к нам пришел покататься молодой мальчишка, лет 7-8, скромный такой, его привела бабушка, на вид ей было лет 70 точно. Парнишка сел, прокатился несколько кругов, вроде увлекся, но физики не хватало ему справится с машиной. Через какое-то время обратил внимание, что мой коллега экипировал бабушку, одел ее в шлем, и далее мы наблюдали картину, как на двухместной машинке семидесятилетняя бабушка катала своего внука! Мы просто стояли, открыв рты! На моей памяти, более взрослого человека я не видел на рулем! Причем вождение было более чем уверенное!

- Фактически ограничений нет!

- Фактически ограничения только физические, конечно, не должно быть противопоказаний от врачей, а уровень подготовки нужен минимальный, так как система очень примитивна.

- А ограничение по максимальному весу?

- Ограничение больше не в весе, а в комфорте человека, от которого зависит безопасность. Если человек может сесть в сиденье, при этом чтобы боковая поддержка была ощутима, чтобы он не вывалился, и ему при этом комфортно, но пожалуйста, никаких проблем, катайся на здоровье! Мощность машинок позволяет возить довольно серьезный вес. Вопрос именно в безопасности, так как диапазон регулировки сиденья минимальный. Более того, в 2010 году у нас были соревнования, одним из призеров которых стал парень весом 130 килограмм! Хотя вес пилота в картинге и может сыграть решающую роль, уверенная езда позволила ему занять одно из призовых мест!

- В нетрезвом состоянии можно ездить?

- Однозначно нет! Здесь все упирается опять же в безопасность самого пилота. Несмотря на то, что может показаться, что скорости тут невелики, низкая посадка, отсутствие каких либо заградительных панелей создает ощущение, что ты едешь по асфальту и ощущение скорости тоже усиливается. Поэтому и заторможенность реакции из-за употребления чего-либо здесь неприемлема.

На "гражданке" езжу на "Ладе Гранте Спорт"

- Насколько трудно привыкнуть после обычного автомобиля к карту и наоборот?

- Разница, конечно, ощутима! Сесть на картинг после машины очень легко, так как, как я уже неоднократно говорил, это упрощенная версия настоящего автомобиля. Картинг это все-таки больше средство ознакомления. Но что действительно связывает картинг и настоящий автомобиль — это чувство ответственности и единения со средством передвижения. Все начинающие водители сталкивались с тем, что в процессе вождения новичок смотрит то на педали, то на руль, т.е. Он чувствует себя отдельно от автомобиля. Когда водитель набирается опыта, то он уже не думает о руле, педалях или ручке КПП. Картинг дает для ребенка или начинающего водителя именно это ощущение и впоследствии оно дает ему спокойствие уже на настоящей дороге. Но учиться все равно придется.

- Прав, как я понял, для управления картом не нужно?

- Да, но для детей, прошедших курс подготовку, мы выдаем права скажем так местного значения. Юридическую силу они не имеют, но если ребенок доберется до более серьезных соревнований, это позволит им не проходить какие-то квалификационные мероприятия.

- У тебя самого есть машина на гражданке?

- Да, у меня «Лада Гранта Спорт». Очень, кстати, своеобразный автомобиль и для повседневной езды не очень подходит.

Картинг доступен даже маленьким детям

- Насколько популярен картинг в Самаре? Призовые фонды, соревнования?

- Сейчас картинг активно возрождается, пик популярности (если не брать советские времена) был в 2006-2007 годах. Тогда были школы, занимающиеся подготовкой пилотов. Но вот после кризиса две другие компании, к сожалению, закрылись. Говорю об этом с сожалением, потому что с ними было приятно работать, а теперь только мы и остались. Особенность самарского картинга — это ориентация на детей, очень высока популярность среди юных водителей. В 2012 году в нашем клубе занималось единовременно 88 детей.

- Сколько вообще стоит заниматься картингом?

- Для взрослых стоимость занятий такая же, как и прокат. Мы все-таки ориентированы на юных пилотов, вступительный взнос для них вместе с первым месяцем занятий — две с половиной тысячи рублей, последующие месяцы — по тысяче рублей в месяц, в месяц проходит примерно девять занятий. Могу сказать, что в серьезный клубах Москвы и Питера стоимость одного занятия может достигать двух с половиной тысяч рублей.

- Был ли какие-нибудь забавные случаи?

- Однажды у нас проходили любительские соревнования без ограничений возрастной категории. В финал вышел мужчина, который занимался картингом еще с советских времен, ездил он первоклассно. А в соперники ему достался мальчуган, который и до педалей-то доставал с помощью специальных приспособлений. И, как ты наверно уже догадался, ребенок в итоге победил опытного взрослого! А секрет прост — мальчик весил очень мало и легко отрывался на прямой, хотя мужчина и проходил повороты очень технично. Думаю, это еще раз доказывает, что картинг — это спорт для всех.