Наверх

История Самары в зданиях: Почему дом на Осипенко называют «кукурузой» и считают страшным?

История Самары в зданиях: Почему дом на Осипенко называют "кукурузой" и считают страшным?
16+
Фото: Жанна Скокова/ Progorodsamara.ru
Progorodsamara узнал, в чем состоит брутальность самарской монолитки и кто придумал этот проект?

В Самаре на пересечении улиц Осипенко и проспекта Ленина находится настоящий образец позднесоветской архитектуры. Его называют дом "терка", "рашпиль", "напильник" и "кукуруза". Многих он пугает своим внешним видом, а другие с удовольствием живут внутри бетонной "кукурузы".

Progorodsamara решил подробнее узнать о здании, которое совсем не свойственно для города. Монолит был построен в 1988 году.

Кстати, название высотки появилось из-за вида фасада, который полностью состоит из мелких балконов в шахматном порядке. Визуально это напоминает терку или ядра кукурузы.

В 2013 году этот монолитный дом был назван самым "страшным" среди городских многоэтажек. Опрос проводился Progorodsamara.ru.

Как принято считать, по проекту весь дом был отделан керамической плиткой, но эта часть не была реализована. Зато внутри квартир керамическая плитка для ванной комнаты встречается самого разнообразного дизайна: отличается расцветка и фактура.

"Терка" один из самых первых высотных домов в Самаре, который состоит из 20 этажей. Конструкция у него монолитная и сделана из сплошного бетона. Согласно информации из "Википедии", улица Осипенко приобрела современный вид в 1970—1980 годах. Тогда были построены многоэтажные здания, в том числе 20-этажный монолитный дом на пересечении проспекта Ленина. Этот дом построен по типовому проекту архитекторов А. Белоконя, О. Третьякова, В. Бранденбурга и инженеров А. Лурье и Е. Зафериди. 

Большая роль в создании дома принадлежит архитектору Александру Белоконю, который реализовал свои проекты в 4 городах: Алма-Ате, Куйбышеве, Минске и Уфе. Между строениями просматривается внешнее сходство. Любопытно, что в самарской "кукурузе" углядели даже сходство с жилыми башнями во Франции. Например, в журнале "Архитектура СССР" были найдены возможные прототипы орнаментального решения фасадов как в Самаре: 29-этажный дом в Гренобле (Франция) и 12-этажный дом в Париже.

Александр  Белоконь (1928 - 2006) — российский и советский архитектор из Москвы, народный архитектор Российской Федерации,пионер монолитного домостроения в СССР.

Об архитектуре монолитной высотки рассказал историк и экскурсовод Андрей Артемов. 

"Вот, как описывается архитектура этого дома в книге "81 Архитектурный шедевр" Стадникова В.Э., Федоровова О.А: Замечательный пример позднего брутализма, достойный  быть в одном ряду с домом на Беговой архитектора А. Меерсона и  зданием аэропорта Ш.ДеГоль-1. Двадцатиэтажный монолит  играет ключевую роль в монументальной композиции  проспекта Ленина. Высотка имеет коридорную планировку, свойственную большинству жилых проектов Александра Белоконя, пошедших в серию (в том числе и «тольяттинской серии»,  2 экземпляра которой находятся в конце проспекта). 

Это  наиболее экономически выгодная планировка для точечного здания, которая, однако, не позволяет проектировать многосторонних  квартир. Торцы заняты эвакуационными лестницами. По инсоляционным соображениям (а может и по художественным  тоже), находясь на верхней кромке надпойменной террасы, здание обращено торцом к волжской панораме и не имеет  обращенных туда жилых окон. Это обстоятельство выдает  факт, что проект разработан для многократного применения и не привязан к определенному контексту.

Вопреки довольно  статичному силуэту, фасад имеет чрезвычайно живой облик. Ромбовидный в плане, он состоит из чередующихся балконов с асимметричными консолями. Брутальный образ подчеркнут обнаженным бетоном. Серая громада с характерными  бетонными разводами стала особенно очаровательной,  когда появилось беспорядочное остекление балконов. Люди хозяйственно включили их в теплый контур".

По словам дизайнера Владислава Зайкина, планировка в таком здании крайне неудобная. Если сравнивать его с современными высотками, то поменять планировку в монолитном доме практически невозможно. Кроме ограниченных условий ремонта, здание имеет неприглядный вид из-за тусклого цвета и грубых форм.

Жанна Скокова, 07.01.2016, 14:00
Тэги: Строительство, Проекты, История в зданиях
Нашли ошибку? Выделите фразу и нажмите Ctrl+Enter

.

Узнай больше! Вступай в группу нашего города:

Комментарии

Горожанин25 сентября 2015, 21:48
Поэтому и страшное,что на отделке видимо сэкономили)А вообще то - не видели страшных домов- приезжайте на Сухую Самарку ул Белорусская.Тут три "монолита" невесть какие блочные- страшилы те еще.тоже видимо на отделке была экономия.ну а поект- вообще шедевр архитектурной мысли.Короче иначе .как многоэтажные бараки назвать их нельзя,как бы не хотелось)Этот по сранению-красавец!
Согласны с автором?
Горожанин25 сентября 2015, 23:05
В ответ на комментарий пользователя
Поэтому и страшное,что на отделке видимо сэкономили)А вообще то - не видели страшных домов- приезжайте на Сухую Самарку ул Белорусская.Тут три "монолита" невесть какие блочные- страшилы те еще.тоже видимо на отделке была экономия.ну а поект- вообще шедевр архитектурной мысли.Короче иначе .как многоэтажные бараки назвать их нельзя,как бы не хотелось)Этот по сранению-красавец!
номера домов?
Согласны с автором?
Джонни26 сентября 2015, 01:06
Бездарный архитектурный проект!!! Самый страшный жилой дом в городе! Только портит всю архитектуру проспекта Ленина. Да архитектору его сотворившему, нужно в гробу перевернуться. Хоть бы уж его побелили или покрасили балконы разноцветной краской, так хоть веселее было на это безобразие смотреть, когда проезжаешь мимо.
Согласны с автором?
Андрей26 сентября 2015, 09:08
Согласен про покраску, придать бы этому дому цвета новостроек в Молодежном квартале на Димитрова/Молодежной!
Согласны с автором?
Горожанин26 сентября 2015, 11:51
В ответ на комментарий пользователя
номера домов?
40 42 44
Согласны с автором?
Горожанин26 сентября 2015, 17:20
В ответ на комментарий пользователя
То же бы покрасить!
Согласны с автором?
Взрослый26 сентября 2015, 21:35
В ответ на комментарий пользователя
Бездарный архитектурный проект!!! Самый страшный жилой дом в городе! Только портит всю архитектуру проспекта Ленина. Да архитектору его сотворившему, нужно в гробу перевернуться. Хоть бы уж его побелили или покрасили балконы разноцветной краской, так хоть веселее было на это безобразие смотреть, когда проезжаешь мимо.
Тебе лет сколько? или ты вырос когда самара чудо центрами застроена? я тебя уверяю в 1990 этот дом был самым успешным о и да в нем жили непростые люди а ты иди подрочи в уголке
Лучший комментарий
Согласны с автором?
Ru27 сентября 2015, 00:35
я его "дом с карманами" называю всю жизнь...
Согласны с автором?
Джонни27 сентября 2015, 02:36
В ответ на комментарий пользователя
Тебе лет сколько? или ты вырос когда самара чудо центрами застроена? я тебя уверяю в 1990 этот дом был самым успешным о и да в нем жили непростые люди а ты иди подрочи в уголке
Да, еще забыл для тебя приDурка добавить, что в этом доме всю жизнь жили и живут нищеброды. Ты и сам видимо с этого дома. Люди с положением в обществе, в период 80-х и 90-х жили в доме на Вилоновской или в усадьбах за городом.
Согласны с автором?
Горожанин27 сентября 2015, 10:58
Про новостройки: Трансгруз строит такие же бетонные коробки, только красит. А планировки по прежнему бездарные, и на перепланировки надежд мало - монолит.
Согласны с автором?
Горожанин27 сентября 2015, 20:32
В ответ на комментарий пользователя
"взрослый", а мозг как у ребенка
Согласны с автором?
Горожанин28 сентября 2015, 09:05
Для 1988 года это шикарный дом!! И стоит он перпендикулярно для того, чтобы вид на Волгу был у большинства квартир! Авторы статьи, думайте о том, что публикуете!!! А строили раньше навека, сейчас в среднем хуже строят - везде экономия!!!
Согласны с автором?
Горожанин28 сентября 2015, 10:57
В ответ на комментарий пользователя
Для 1988 года это шикарный дом!! И стоит он перпендикулярно для того, чтобы вид на Волгу был у большинства квартир! Авторы статьи, думайте о том, что публикуете!!! А строили раньше навека, сейчас в среднем хуже строят - везде экономия!!!
"Дом стоит перпендикулярно для того, чтобы вид на Волгу был у большинства квартир!"
С самого утра, своим юмором, поднимаете людям настроение.
Да для того, чтобы из квартир данного дому увидеть Волгу, нужно выйти на балкон или же выглянуть в окно!!! И еще, этот дом почти полностью сделан из монолита. Там в стенах столько арматуры, что это реально сказывается на здоровье и самочувствие жильцов. Вредно жить в таких домах.
Согласны с автором?
Денис28 сентября 2015, 12:18
В ответ на комментарий пользователя
"Дом стоит перпендикулярно для того, чтобы вид на Волгу был у большинства квартир!"
С самого утра, своим юмором, поднимаете людям настроение.
Да для того, чтобы из квартир данного дому увидеть Волгу, нужно выйти на балкон или же выглянуть в окно!!! И еще, этот дом почти полностью сделан из монолита. Там в стенах столько арматуры, что это реально сказывается на здоровье и самочувствие жильцов. Вредно жить в таких домах.
Вы знаете, что такое арматура? :)
Согласны с автором?
Горожанин28 сентября 2015, 14:39
В ответ на комментарий пользователя
Вы знаете, что такое арматура? :)
Представь себе. Высшее, ПГС.
Весь этот арматурный каркас здания "фонит", искажает нормальное магнитное поле Земли. Людям с кардиостимуляторами крайне вредно проживать в подобых домах.
Согласны с автором?
Горожанин28 сентября 2015, 15:21
В ответ на комментарий пользователя
Да, еще забыл для тебя приDурка добавить, что в этом доме всю жизнь жили и живут нищеброды. Ты и сам видимо с этого дома. Люди с положением в обществе, в период 80-х и 90-х жили в доме на Вилоновской или в усадьбах за городом.
ну ты и дурак, товарищ Джонни.
Согласны с автором?
Горожанин28 сентября 2015, 15:23
В ответ на комментарий пользователя
Про новостройки: Трансгруз строит такие же бетонные коробки, только красит. А планировки по прежнему бездарные, и на перепланировки надежд мало - монолит.
Берег такой же, инсоляция вообще не соблюдается
Согласны с автором?
Горожанин28 сентября 2015, 15:32
В ответ на комментарий пользователя
"Дом стоит перпендикулярно для того, чтобы вид на Волгу был у большинства квартир!"
С самого утра, своим юмором, поднимаете людям настроение.
Да для того, чтобы из квартир данного дому увидеть Волгу, нужно выйти на балкон или же выглянуть в окно!!! И еще, этот дом почти полностью сделан из монолита. Там в стенах столько арматуры, что это реально сказывается на здоровье и самочувствие жильцов. Вредно жить в таких домах.
Я чуть со стула не упал) расскажите ка уважаемый выпускник такого прекрасного факультета ПГС, что такое арматура, каковы ее свойства и состав)))) за счет чего ж у нее абракодабрное излучение?)))) вы б Малышеву поменьше смотрели))) микроволновки и холодильники тоже фонят))))
Согласны с автором?
ПГСник28 сентября 2015, 15:35
В ответ на комментарий пользователя
Представь себе. Высшее, ПГС.
Весь этот арматурный каркас здания "фонит", искажает нормальное магнитное поле Земли. Людям с кардиостимуляторами крайне вредно проживать в подобых домах.
Это кто же такую чепуху вам преподавал?? Арматура никоим образом не влияет на здоровье людей)) вы ещё скажите в условиях курской магнитной аномалии, где железа миллиарды тонн, люди "чахнут"
Согласны с автором?
Горожанин28 сентября 2015, 18:56
В ответ на комментарий пользователя
Это кто же такую чепуху вам преподавал?? Арматура никоим образом не влияет на здоровье людей)) вы ещё скажите в условиях курской магнитной аномалии, где железа миллиарды тонн, люди "чахнут"
Придурок ты не доучившийся, а не выпускник ПГСник
Согласны с автором?
карабас28 сентября 2015, 20:38
В ответ на комментарий пользователя
Представь себе. Высшее, ПГС.
Весь этот арматурный каркас здания "фонит", искажает нормальное магнитное поле Земли. Людям с кардиостимуляторами крайне вредно проживать в подобых домах.
если есть кардио то есть средства на коттедж в экологически чистом районе а вам товарищ!!! в арматурный цех нуно я видел там арматуру грузили а лучше в тибет чтоб у вас 3 глаз открылся в поисках генофонда
Согласны с автором?
Горожанин07 января 2016, 14:54
Этот дом еще простоит лет 50. Посмотрим что останется от тех домов, сто сейчас строят лет так, через 10.
Согласны с автором?
Горожанин07 января 2016, 15:18
Да 5-ти этажные хрущёвки, которые по тем проектам должны были эксплуатироваться лишь по 20 лет, стоят уже 60 лет! Даже если что с домом и случится, то чиновники закроют на это глаза и не признают дом аварийным.
Согласны с автором?
горожанин07 января 2016, 15:29
Я работал на строительстве этого дома, чем очень горжусь! Но с не меньшими чувствами, я бы хотел избавить наш город от такого убожества!
Согласны с автором?
горожанин07 января 2016, 15:43
В ответ на комментарий пользователя
Этот дом еще простоит лет 50. Посмотрим что останется от тех домов, сто сейчас строят лет так, через 10.
Возможно и простоит, но вид у него будет очень неприглядный. Первыми "поплывут" балконы а за ними и фасад.Этот дом не для нашего климатического пояса.
Согласны с автором?
кен07 января 2016, 16:49
дом - урод
Согласны с автором?
Горожанин07 января 2016, 20:51
Это один из немногих выстоных домов, который выстоит после землетрясения, не дай Бог конечно... Я был там, когда его достраивали, нас из техникума посылали туда помогать наводить порядок внутри, почти всё было готово. Мы выбрасывали с балкона предпоследнего этажа строительный мусор, наверное кому то из руководства квартиру там дали. Была зима, и я приехал в валенках. Когда я в них поднялся пешком по лестнице на этот самый предпоследний этаж, то уже фактически был не работник...)))
Согласны с автором?
Местный07 января 2016, 21:52
В ответ на комментарий пользователя
Это один из немногих выстоных домов, который выстоит после землетрясения, не дай Бог конечно... Я был там, когда его достраивали, нас из техникума посылали туда помогать наводить порядок внутри, почти всё было готово. Мы выбрасывали с балкона предпоследнего этажа строительный мусор, наверное кому то из руководства квартиру там дали. Была зима, и я приехал в валенках. Когда я в них поднялся пешком по лестнице на этот самый предпоследний этаж, то уже фактически был не работник...)))
Что за техникум, где дают такие знания (устоит-не устоит) за один подъем на предпоследний этаж? Явно какой-то очень секретный техникум! :-D
Согласны с автором?
Местный07 января 2016, 22:02
В ответ на комментарий пользователя
Бездарный архитектурный проект!!! Самый страшный жилой дом в городе! Только портит всю архитектуру проспекта Ленина. Да архитектору его сотворившему, нужно в гробу перевернуться. Хоть бы уж его побелили или покрасили балконы разноцветной краской, так хоть веселее было на это безобразие смотреть, когда проезжаешь мимо.
Архитектуру проспекта Ленина испортили те, кто разрешил строить недоразумение в районе ракеты! Весь вид испорчен навсегда! Этот дом не лучше и не хуже, но, по крайней мере, отличается от многих других! Правда сейчас он весьма запущен и это удручает. Внутри был, если что. Да, не Париж, но вполне комфортно по уровню 80-х годов.
Согласны с автором?
Горожанин07 января 2016, 22:56
В ответ на комментарий пользователя
Это один из немногих выстоных домов, который выстоит после землетрясения, не дай Бог конечно... Я был там, когда его достраивали, нас из техникума посылали туда помогать наводить порядок внутри, почти всё было готово. Мы выбрасывали с балкона предпоследнего этажа строительный мусор, наверное кому то из руководства квартиру там дали. Была зима, и я приехал в валенках. Когда я в них поднялся пешком по лестнице на этот самый предпоследний этаж, то уже фактически был не работник...)))
При землетрясении важно не из чего построен сам дом и сколько в нем этажей, а его фундамент и его конструкция! У данного дома, обычный фундамент на сваях. Этот дом не выдержит даже землятресение силой в 5 баллов. Дом накренится и рухнет.
Согласны с автором?
Горожанин09 января 2016, 15:04
В ответ на комментарий пользователя
При землетрясении важно не из чего построен сам дом и сколько в нем этажей, а его фундамент и его конструкция! У данного дома, обычный фундамент на сваях. Этот дом не выдержит даже землятресение силой в 5 баллов. Дом накренится и рухнет.
Чудак в 5 баллов даже ты не устоишь.
Согласны с автором?
Влад10 января 2016, 14:26
В ответ на комментарий пользователя
Представь себе. Высшее, ПГС.
Весь этот арматурный каркас здания "фонит", искажает нормальное магнитное поле Земли. Людям с кардиостимуляторами крайне вредно проживать в подобых домах.
Высщее у него... Дурилка ты картонная, сердечному стимулятору на искажения маг. поля Земли вообще плоскопаралепипедно. Да у нас в домах столько техники понапыхано что скоро и индикаторную отвертку не надо будет в "фазу" тыкать, на вольном воздухе светить будет... А он тут про арматуру... да хоть в кортонке живи один фиг.
Согласны с автором?
Влад10 января 2016, 14:27
В ответ на комментарий пользователя
При землетрясении важно не из чего построен сам дом и сколько в нем этажей, а его фундамент и его конструкция! У данного дома, обычный фундамент на сваях. Этот дом не выдержит даже землятресение силой в 5 баллов. Дом накренится и рухнет.
Рухнет, но целиком ;-))
Согласны с автором?
Влад10 января 2016, 14:32
В ответ на комментарий пользователя
Да 5-ти этажные хрущёвки, которые по тем проектам должны были эксплуатироваться лишь по 20 лет, стоят уже 60 лет! Даже если что с домом и случится, то чиновники закроют на это глаза и не признают дом аварийным.
Э-ээ дарагой вот не надо на хрущебы гнать... В новострое стену сверлили так бетон отвалился кусище на кило весом. А в хрушебе сверлить так не каких сверел по бетону не напасешься качество бетону как на АЭС. Хрущебы большую часть нынешнего ново[***]
Согласны с автором?
Виктор11 января 2016, 10:40
В ответ на комментарий пользователя
Э-ээ дарагой вот не надо на хрущебы гнать... В новострое стену сверлили так бетон отвалился кусище на кило весом. А в хрушебе сверлить так не каких сверел по бетону не напасешься качество бетону как на АЭС. Хрущебы большую часть нынешнего ново[***]
Согласен с Вами по качеству "Хрущевок"! Вот только почему Вы называете их "Хрущобами"?! Зря. Хорошие дома, а для своего времени это были просто отличные дома! Только поддерживать порядок в них нужно, ремонтировать, подкрашивать и т.д. И они еще послужат.
Согласны с автором?
Любовь28 июня 2016, 19:36
Я тоже уверена, что если балкончики в разные яркие цвета покрасить, то "страшный" дом может стать достопримечательностью на фоне типовых построек того периода
Согласны с автором?
Вадим07 сентября 2016, 16:20
В ответ на комментарий пользователя
Э-ээ дарагой вот не надо на хрущебы гнать... В новострое стену сверлили так бетон отвалился кусище на кило весом. А в хрушебе сверлить так не каких сверел по бетону не напасешься качество бетону как на АЭС. Хрущебы большую часть нынешнего ново[***]
Во во правильно сверлить жесть только перфоратор мощный берет, а дрель нифига
Согласны с автором?
Фи09 сентября 2016, 11:54
Наркоманов на лестнице много. потому как они там живут, просто дома родители и палево ширяться у них наглазах. А у наркоманов есть друзья, и они не самые приятные личности. По сути жильцы сами от себя хотят отгородиться. В нормальном доме быстро бы вызвали ППС и они бы разогнали все нариков, но среди нариков их дети, да и сами жильцы - синяки
Согласны с автором?

Добавить комментарий

Внимание! Правилами сайта запрещается использовать мат и высказываться оскорбительно по отношению к другим людям

или авторизуйтесь

Внимание! Регистрируясь и совершая любые действия на сайте, вы автоматически соглашаетесь с Пользовательским соглашением. Если вы не согласны с Cоглашением или с отдельными его пунктами, пожалуйста, покиньте сайт.
Социальные сети не передают нам ваши логин и пароль, мы получаем только имя и аватар пользователя.
  Допускаются теги <b>, <i>, <u>, <p> и ссылки http://youtube.com/watch?v=VIDEO
Прикрепите фотографии (jpg, gif и png)
Внимание! Совершая любые действия на сайте, вы принимаете условия «Cоглашения» и соглашаетесь с «Политикой защиты и обработки персональных данных»
Редакция портала ProGorodSamara.ru
Адрес для почтовой корреспонденции: 443013, Самарская обл., г. Самара, Московское ш., д. 4, стр. 15.
‭+7(987)-905-00-63‬
progorodsamara@progorodsamara.ru
Размещение рекламы в газете «Pro Город»
8 (999) 158-68-55‬, salesG@progorodsamara.ru
Отдел службы распространения:
+7(987)-156-00-63
Размещение рекламы на сайте
‭ +79270080877
sales@progorodsamara.ru
Смотреть прайс-лист

При использовании материалов новостного портала progorodsamara.ru гиперссылка на ресурс обязательна, в противном случае будут применены нормы законодательства РФ об авторских и смежных правах. Редакция портала не несет ответственности за комментарии и материалы пользователей, размещенные на сайте progorodsamara.ru и его субдоменах.

Наименование: сетевое издание PROGORODSAMARA (ПРОГОРОДСАМАРА) Учредитель: ООО «Город Самара». Главный редактор: Приборкина Ирина Станиславовна (progorodsamara@progorodsamara.ru, ‭+7 (987) 905-00-63. Адрес редакции: 443013, г. Самара, Московское шоссе, д. 4, стр. 15. Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 65325 от 12 апреля 2016г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Возрастная категория сайта 16+
Городской портал Самары — ProGorodSamara.ru © 2009-2014
Портал работает по технологии «ProSmi» © 2012-2014
Рейтинг@Mail.ru