Беженцев из Ирака, летевших в Самару к родственникам, не выпускают из Шереметьево

В транзитной зоне аэропорта Шереметьево с 10 сентября 2015 года находится семья курдских беженцев: муж, жена и четверо их детей в возрасте от трех до 13 лет. Они пытаются укрыться в России, поскольку город, в котором они жили в Ираке, атакуют боевики «Исламского государства», пишет meduza.io.
Хасан и Гулистан хотели уехать подальше от войны и начали копить деньги на дорогу. Многие из Эрбиля и других иракских городов пытались перебраться в Европу, однако эта семья решилась поехать в Россию, поскольку в Самаре живут сестра и двоюродный брат Гулистан.
Семью задержали на границе, обвинив в том, что они пытались пересечь ее по недействительным паспортам; на них завели уголовное дело, грозящее наказанием до двух лет заключения. Неофициально семье предложено вернуться в Ирак.
У Хасана, Гулистан и их старших детей были иракские паспорта, выданные в Эрбиле. На двоих младших детей документы семья оформить не успела. Готовясь к поездке, Хасан пытался получить бумаги на детей в Багдаде, но там отказали, объяснив, что «идет война». Тогда семья обратилась к родственникам в Африне, городе сирийского Курдистана, не признанного Россией. Местные чиновники согласились сделать документы на всех. В итоге семья получила визы в российском консульстве в Эрбиле, их проставили в паспорта граждан сирийского Курдистана.
На паспортном контроле российский пограничник долго листал их паспорта, а через несколько минут сказал, что документы недействительные. Спустя некоторое время всю семью вместе с детьми задержали сотрудники ФСБ, их отвели в изолятор временного содержания в здании аэропорта. Вскоре Хасану и Гулистан предъявили обвинение в попытке незаконного пересечения границы по недействительным документам (ст.322 УК РФ), за которое предусмотрено наказание до двух лет лишения свободы. Через три дня, 13 сентября, Хасан и Гулистан написали заявления в УФМС России с просьбой предоставить им временное убежище в России.

«У нас не было другого выхода, так как исламисты-террористы убивают всех мужчин-курдов, а женщин и детей уводят в рабство», — объясняли они в своем заявлении. В нем они также указали, что приехали «переждать войну и вернуться обратно к себе».

Около 12 дней семья находилась в закрытом помещении ИВС. Оттуда им удалось связаться с родственниками Гулистан. Те приехали в Москву из Самары и обратились в организацию «Гражданское содействие», занимающуюся защитой прав беженцев.
23 сентября семью привезли на автобусе в Химкинский городской суд. Им избрали меру пресечения в виде залога — по 50 тысяч рублей за каждого. Родственники, жившие все это время на Курском вокзале, заплатили эти деньги за Хасана и Гулистан. После суда семью посадили на автобус, отвезли в Шереметьево и отпустили в транзитной зоне терминала Е. У них забрали все документы, выйти оттуда они не могут.
Некоторые сотрудники пограничной службы неофициально говорили Гулистан, что ее семье придется вернуться обратно в Ирак, поскольку в Россию их все равно не пустят.
Председатель комитета «Гражданское содействие» Светлана Ганнушкина считает, что не имеет значения, по каким документам семья Хасана и Гулистан въехала в Россию.

«Это лица, ищущие убежища, которые не могут вернуться на свою родину из-за смертельной опасности, — сказала Ганнушкина. — По 31 статье конвенции „О статусе беженцев“ лицо, ищущее убежища, в том числе пересекшее границу нелегально, не должно подвергаться наказанию. Должны были прийти сотрудники ФМС и указать следствию на то, что их нельзя привлекать к ответственности».

Правозащитница полагает, что дело против них должны закрыть, а их самих — пустить на территорию России, чтобы они могли отправиться к родственникам в Самару и там подать заявление о предоставлении убежища в местный УФМС.