В Самаре девушка-стартапер придумала игру про мальчика, который путешествует во времени

Корреспондент встретился с девушкой-стартапером из Самары, которая готовится к запуску своего первого серьёзного проекта. Мария Филин - основатель Run Edutainment и продюсер серии компьютерных и мобильных игр «Искатель Рун», с помощью которых дети могут изучать русский язык, математику и другие предметы. Мария рассказала, как геймификация помогает изучать школьные предметы, и зачем нужно подкармливать своего «внутреннего ребёнка».

Стартап – временная организация, существующая для поиска воспроизводимой и масштабируемой бизнес-модели. Как только бизнес-модель проверена, стартап становится бизнесом.

Почему Вы решили заниматься именно этим?

Этот вопрос я слышу очень часто. Изначально, это стечение обстоятельств. До того, как я начала заниматься образовательным проектом, у меня был бизнес в области издательского дела. Мы занимались выпуском печатной продукции. В определенный момент я поняла, что рынок печатной продукции стагнирует, и нужно менять сферу деятельности. В первую очередь, я филолог и преподаватель, поэтому решила уходить туда, где у меня больше всего компетенций – в образование. Я изучила перспективные направления для бизнеса и поняла, что геймификация в образовании сейчас мировой тренд. Было решено попробовать свои силы в разработке обучающих игр. Реальность показала, что всё не так просто, как думалось. Но я продолжаю преодолевать любые трудности, потому что считаю эту работу своим призванием. Ведь игры – это настоящее искусство. Все любят играть. Но создавать целую игровую вселенную, в которой всё будет так, как ты захочешь, это еще интереснее! Мы играем, создавая игры. А создавая игры для детей, мы подкармливаем своего внутреннего ребёнка. Это делает нас счастливыми. И это главный ответ на вопрос «почему?»

Всё оказалось не так просто? С какими трудностями Вам пришлось столкнуться?

Если я приняла верное решение, то начинаю действовать и довожу дело до конца. Но в этом случае был маленький такой нюанс – опыта работы в IT-отрасли и в разработке ПО у меня не было никакого. Позже я ощутила на себе все проблемы, связанные с недостатком компетенций в этой сфере. Началась эта история три года назад, полтора из которых толком ничего не получалось, и желание все бросить из-за сложностей, не буду лукавить, возникало. Но я находила силы и продолжала. В итоге за это время я смогла переквалифицироваться, изучила специфику работы в IT-отрасли, в гейм-индустрии и в других смежных областях, собрала надёжную и профессиональную команду.

Работа стала налаживаться. Однако вопрос с финансированием проекта оставался открытым. В дальнейшем именно это и послужило причиной долгого запуска. Были предложения от бизнес-ангелов, от которых я отказалась, слишком уж они были невыгодными. Ситуация изменилась, когда в начале 2015 года мы выиграли грант от Фонда содействия инновациям. Теперь, наконец, мы запускаем наш первый проект.
В целом, конечно, приходится очень много работать, даже ночами, но результат стоит всех усилий. Радость от успеха сильнее трудностей. И здорово, что это мнение разделяют все участники нашей команды.

Кто-то Вам помогал справляться с трудностями?

Да, разумеется. Когда я только начала заниматься проектом, он был совершенно другим и постоянно менялся. Тогда в команде было всего 2 человека, и мы не очень хорошо понимали, в каком направлении нужно двигаться. Сформировать правильную концепцию помог наш первый ментор, который позже вошел в состав команды, выбрать верную ЦА и тему для образовательной части первого квеста помогли преподаватели СамГУ. Как в начале пути, так и сегодня, и словом, и делом помогает Региональный центр инноваций, я была выпускницей их первого «Катализатора StartupSamara». Также на разных этапах развития проекта нам помогали мудрые и компетентные менторы и бизнес-консультанты.

Расскажите про вашу игру.

Мы разрабатываем серию игр-квестов «Искатель Рун». Это цикл историй про мальчика, который путешествует на машине времени, и главная его задача – вернуться домой. Но это не так просто, потому что он затерялся во временном портале. Игры рассчитаны на детей от 6 до 12 лет. Первый квест, релиз которого запланирован на конец октября – начало ноября, называется «Искатель Рун и Жар-Птица». В этой серии мальчик Рун путешествует по сказочному древнерусскому миру, где преодолевать сложные испытания ему помогает ум, сообразительность и волшебные предметы.

Каждая игра посвящена определённому предмету из школьной программы. «Искатель Рун и Жар-Птица», например, - квест по орфографии русского языка, который имеет 5 уровней сложности (на каждом уровне 10 локаций с заданиями по орфографии). Особенность наших квестов в том, что ребенок полностью погружается в фантастический мир, в котором он управляет персонажем, всё как в настоящей игре. Все задания являются неотъемлемой частью сюжета, поэтому дети даже не замечают, как учатся.

Какая графика в игре?

В первой серии мы используем 2D графику с анимацией. Помимо графики хочется отметить замечательное музыкальное оформление и игру актёров, которые озвучивали героев квеста.

На каких устройствах можно играть?

Квест «Искатель Рун и Жар-Птица» будет доступен на всех основных платформах. Установить его на мобильные устройства можно будет из App Store, Google Play, Windows Store. Играть можно будет и на компьютере, для этого нужно зайти на наш сайт runfungame.com.

Какова ваша главная цель в этом деле, для чего все это?

Наша самая заветная цель – создать новых национальных героев, создать такую историю, которая объединила бы всех детей и вошла бы в культурный код россиян.

Чтобы запустить стартап, нужно погружаться в научную деятельность?

Это зависит от специфики стартапа. Если деятельность напрямую связана с научной, и Вы, например, двигатели для летательных аппаратов нового поколения изобретаете, то конечно. А если Вы открыли цветочный онлайн-магазин, то нет.

Но всё равно ведь нужно проверить, будет ли работать стартап?

Конечно, только это не научная работа. Поиск рабочей бизнес модели не является научной деятельностью, а ведение научной деятельности не всегда становится бизнесом.

Есть поддержка со стороны властей?

В планах есть взаимодействие с Министерством образования. А пока что мы выиграли грант на ведение НИОКР от Фонда содействия развитию малых форм предприятия в научно-технической сфере.

Может быть, вспомните успешные стартапы в Самаре?

Да, в Самаре есть успешные проекты и стартаперы. Например, Женя Родин и его проект Depth Guru. Женя создаёт систему картографирования дна водоёмов в реальном времени. Этот проект вызвал интерес у многих бизнес-ангелов. Андрей Андреев с проектом Parkly, который решает проблему парковок в городах России, подключая шлагбаумы к интернету и открывая для ночной стоянки свободные парковки офисных центров.
Лёша Чуркин с проектом Flashsafe, который получил популярность, когда подарил свою бесконечную флешку Дмитрию Медведеву, а потом на форуме рассмешил Владимира Путина. И, конечно, не могу не отметить ещё одну самарскую девушку-стартапера - Марию Маркову, которая своим проектом Dreams Upp помогает женщинам правильно ставить цели и достигать их.

Что бы Вы посоветовали молодым стартаперам, которые начинают свой путь?

Не бояться и как можно скорее идти учиться в StartupSamara правильно делать эти самые стартапы. Когда ты прошел через все первичные испытания, всё кажется ясным, как день. Потом понимаешь, что у всех ребят всегда одни и те же вопросы и проблемы. Также я бы посоветовала изобретателям находить себе в партнеры предпринимателей. Потому что изобретатель часто не видит коммерческого применения своих разработок. Он не знает, как и кому продавать его гениальный продукт, и часто не умеет этого делать.

Быть стартапером сегодня модно. Многие молодые люди приходят тусоваться, а работать на самом деле не хотят. Но чтобы сделать успешный проект, нужно обладать огромной силой воли, подходящими компетенциями, обоснованными амбициями, ответственностью, и важно уметь работать с командой. Руководитель не сможет всё время делать только интересные вещи. Нужно быть готовым и к этому. Я всем желаю помнить, что наш главный ресурс – это время, а имитация деятельности не есть деятельность.