Фоторепортаж из соцгостиницы для бездомных: Как живут бомжи и о чем они думают?

В поселке Управленческий находится «Социальная гостиница для лиц без определенного места жительства и занятий». Одновременно в ней могут жить 20 человек.

Несмотря на то, что это гостиница, находиться тут лицам без определенного места жительства можно не всегда. Прийти сюда разрешается лишь в 17 часов, а покинуть приют нужно до 8 утра. Чем заниматься днем, бомжи решают сами: кто-то работает, другие просто «шатаются» по улицам.

«В гостинице действуют строгие правила, по другому нельзя», — говорят работники.

Бездомным в соцгостинице бесплатно предоставляется койко-место, предметы личной гигиены, постельное белье и одежда. Прежде чем зайти в комнату, нужно пройти дезинфекцию. Все постояльцы должны принять душ и переодеться. Бездомным также бесплатно полагается ужин.

«Чтобы попасть в гостиницу, нужно обязательно иметь две справки: о пройденной флюорографии и из полиции, что не находишься в розыске, — рассказала директор соцгостиницы Ирина Волина. — Мы помогаем восстанавливать документы, если нужно. Временную регистрацию оформляем».

Оказывается, что в социальной гостинице можно в год провести лишь 30 дней. Бывают исключения, при определенных обстоятельствах этот срок увеличивают до 60 дней.

Номера в гостинице похожи на обычный хостел: несколько двухэтажных кроватей, тумбочки и телевизор. Когда мы зашли в гостиницу, то застали на месте только мужчин, женщины еще не приходили.

Заходим в мужскую комнату: тут стоят 4 двухэтажные кровати, сидят трое мужчин, еще один спит. Когда постояльцы увидели нас, то немного растерялись - не каждый день к ним кто-то приходит. Рассказать о своей жизни в гостинице первым согласился Ринат.

— Я сам из Самары, а сюда вот только первый день, как заехал. Пока еще пытаюсь оклематься. Это не первый приют, в котором я останавливаюсь. Могу сказать, что тут шикарно — телевизор есть. В других не так. На ужин вот у нас была котлета с макаронами, — рассказывает нам Ринат. — Чтобы находиться в приюте нужно соблюдать несколько правил: не пить, не курить и соблюдать режим. Тут хорошо — чисто, было бы хорошо, если сюда пускали еще и днем.

— Если тут лежать целый день, то можно и бездельником стать, — подхватывает незнакомец, сидящий на стуле, — Мы не требуем многого. Строгость, она должна быть, но человеческий фактор тоже должен присутствовать. Вот сюда даже днем нельзя прийти и просто, чтобы оставить сумки. Ходишь с ними целый день по городу.

— А чем вы занимались сегодня? — обращаюсь я к незнакомцу (как позже выяснилось, его зовут Евгений Михайлович — прим.ред.).

— Суматошный день у меня сегодня был, 5 храмов обошел в Самаре. Зачем? В храмах всегда идут службы, тут можно и заработать на дело божье. Вот в одном из них снег почистил, денег на обратный проезд получил, — продолжает Евгений Михайлович. — Я детдомовский, у меня не было и не будет своего жилья. Вот на днях уезжаю в Москву. Самара — это безобразный и грязный город. В ночное время лишь он выглядит прекрасно и то, только с одной точки, но и то не всегда. Где это? В пределах Самары.

— Чем же Москва тогда лучше?

— Ничем, лучше всего — это лес. Москва прекратила своё существование, как культурная столица. Понимаете, православие везде оскверняется.

— А откуда вы деньги берете на поездки?

— Попутки. Останавливаются машины и соглашаются подвезти. Знаете, люди очень изменились. Лет 20 назад процентов 80 останавливались, сейчас все наоборот.

— Вы тут и книги ещё читаете? — перевожу я тему разговора, увидев на столе книгу.

— А вы что думали?! — недоумевающим взглядом окидывают меня постояльцы. — Мы умеем читать.

Виталий протягивает мне книгу «Преодоление земного притяжения» и показывает на Евгения Михайловича — «Сегодня только подарил».

— А расскажите анекдот, — обращается фотограф к Виталию.

— Мне чёрный юмор нравится. Чёрный, понимаешь? Например: лежит мужик на рельсах. Голова, которая валяется отдельно, смотрит на уходящий трамвай и говорит: «Нифига себе за хлебушком сходил!». Вот такой мне нравится.

Мы уже собираемся уходить, но в гостиницу заходит пожилой мужчина. Он плохо слышит, поэтому не понимает наших вопросов, а сразу начинает рассказывать:

— Весь день на ногах, устал. — смотрит на нас пожилой мужчина. — Ааа, вы журналисты. Знаете, а про меня уже писали однажды в газете. У меня была неразбериха с квартирой, так и не разобрались.

— Меня зовут Женя, я по гороскопу Рыбы. Это важно — кто человек по знаку зодиаку. А вас как зовут? - обращается к нам мужчина.

— А я Света, по гороскопу Овен, - отвечает ему наш фотограф.

— Как моя Ольга. Была у меня Ольга — Овен — та ещё штука, — не дождавшись вопроса, продолжает: — А я сам то в кафе подметаю, даже кино днём некогда посмотреть. В соседних домах люди странные живут: фотоаппараты на свалку как-то выкинули. А еще мне иногда приносят одежду и обувь. Я даже рад, что она уже старая. Старое для меня — самое дорогое, его не украдут и не пропьют.