Режиссёр документального кино: В Самаре есть, о чем снимать

В России 2016 год объявлен Годом российского кино. Уже в январе стартовали показы новых фильмов самарских кинематографистов. В течение февраля горожане могут увидеть разнообразное документальное кино в галерее «Новое пространство». Как же создаются эти картины? Какие сюжеты можно найти в Самаре? Чтобы узнать ответы на эти и многие другие вопросы, мы встретились с автором сценария и режиссером более двадцати документальных фильмов Аленой Самсоновой.

Сейчас Алена Самсонова трудится в студии «Волга-фильм». Она рассказала нам о своих рабочих проектах и планах на будущее

Я знаю, что вы пришли в документальное кино из другой сферы?

После окончания школы мне хотелось пойти в творческую профессию. Но на тот момент в нашем городе было не так много гуманитарных вузов - архитектурный факультет в строительном институте и библиотечное дело в институте культуры. Достаточно небольшой выбор. В идеале хотелось поступить на сценарный факультет ВГИКа. Кстати, позже я прошла туда творческий конкурс, но не смогла поехать сдавать вступительные экзамены по семейным обстоятельствам. А тогда, подумав и повыбирав, я остановилась на архитектурном факультете, тем более, что папа у меня был архитектором. Творчества там было предостаточно. И вообще, архитектурный факультет дает очень многое. Из этой среды выросли такие известные личности, как Вячеслав Бутусов, Андрей Макаревич и многие другие.

После окончания института я некоторое время работала архитектором. Но в то время были сложности в стране с подобной работой, и я начала искать возможность реализовывать себя в других сферах. Поработав в нескольких изданиях редактором и не только, я пришла на студию «Волга-фильм» с мыслью о том, чтобы работать со сценариями. Оказалось, что в Самаре документальное кино требует плотной работы. Мне позволили, наверное, немного рискуя, снять свой первый фильм, попробовав себя в роли и режиссера, и сценариста.

О чем был ваш первый фильм?

Он назывался «Когда сбывается душа». Героиней фильма была обычная старшеклассница Лера. История незамысловатая - о мечтах и планах на жизнь. Но фильм был интересен тем, что Лера избежала метаний, которые бывают у ее сверстников в подростковом возрасте. При этом, она не была «девочкой с плаката» - живая, интересная, светлая. Своим оптимизмом она заряжала окружающих. Поначалу, правда, и Лера, и её мама упирались: «Зачем про нас кино снимать? Ведь мы ничего такого особенного не сделали!» Я всё время пыталась им доказать, что и не нужно ничего особенного...

Как вы выбираете героев?

Бывают такие люди, о которых хочется снимать кино. Например, актер и режиссер театра «СамАрт» Юрий Долгих. Очень интересный человек!.. К его юбилею в 2007 году мы сняли фильм «Торт из черемухи, или Кто сыграет короля?» А бывают и случайно найденные герои. Например, в общественной организации детей-инвалидов «Парус» мы искали детей, которые, несмотря на все сложности жизни, проявляют себя в творчестве. И случайно вышли на девочку Катю Акимову. У неё был печальный диагноз - ДЦП, из дома она практически не выходила, передвигалась в коляске и держась за стеночку. Но при этом была очень позитивной девочкой. И у нас родилось кино «Неунывающая Катя». Про девочку, которая, несмотря ни на какие жизненные обстоятельства, не теряет оптимизма. Чтобы Катя могла раскрепоститься перед камерой и не слишком волновалась, мы решили, что будем снимать, как они с мамой делают пирог. И одновременно рассказывают о себе. В фильме, конечно, было не только это. Например, мы свозили Катю в театр, где она до этого ни разу не была, покатали по городу…

Кадр из фильма "Неунывающая Катя"

В понимании многих людей, документальное кино – это рассказ про достопримечательности, места или город в целом. Что сейчас чаще показывают - личность или общие моменты?

Есть разное документальное кино. С акцентом на личность - это моё направление, мне нравятся фильмы-портреты. Хотя был фильм «Самарский оксюморон» - ироничный портрет города Самары, снятый в 2004 году. Ироничный, потому что я не люблю в творчестве слишком серьезных вещей. Опять же, не моё направление. А сейчас мы завершаем монтаж фильма «Самара. Волга. Пляж», который тоже своеобразный портрет города, но уже с акцентом на набережную и пляжи.

Как вели себя самарцы на пляже: убегали, отказывались сниматься или с удовольствием участвовали в процессе?

Изначально я боялась, что люди на пляже будут против съёмок, поэтому приятно удивилась, когда всё произошло наоборот. Изначально я подстраховалась, попросила знакомых и друзей немного попозировать. Но этого оказалось мало, нужны были ещё люди в кадре. Поэтому мы подходили к отдыхающим на пляже и, например, говорили: «Мы снимаем фильм о Самаре и пляжах. Вы позволите поснимать вашего ребенка, как он строит замок из песка?» Я не припомню, чтоб кто-нибудь отказался. Были, конечно, люди, которые не хотели попадать в кадр. Но они просто отворачивались, никто не ругался.

Какую роль в фильме играет закадровая музыка?

Роль музыки достаточно большая. Она создает атмосферу фильма. Думаю, музыка в фильме должна присутствовать всегда. Если её нет, это, скорее, сознательный режиссерский ход. Я помню один фильм про наркоманов, где режиссер специально не стал использовать никакую музыку вообще – чтобы подчеркнуть серьёзность погружения в эту трагедию.

Мне музыка очень помогает при создании фильма, она практически «ведёт» монтаж. Когда мы начали складывать фильм «Самара. Волга. Пляж», я обратилась к композитору Василю Тонковидову, который работает в театре «СамАрт». Мне очень нравится его музыка. И, кроме того, Василий успел поработать в большом кино – например, он писал музыку к сериалу «Жизнь и судьба». Наших средств, конечно, не хватило бы на оригинальную музыку к фильму, и я попросила у Василия его композиции к спектаклям. Послушала и поняла, что они идеально подходят.

В Самаре много тем для документального кино?

Да, здесь есть, о чем снимать. Другое дело, что на фильм всегда сложно найти средства. Иногда субсидии на производство документальных фильмов выделяет Министерство культуры России, иногда случаются губернские гранты, иногда помогают спонсоры. Но чтобы получить деньги на кино из Москвы, приходится отправлять кучу заявок на самые разные темы, чтобы получить обеспечение хотя бы одной из них. К счастью, в прошлом году наша студия «Волга-фильм» получила возможность реализовать аж две заявки. В итоге родились два фильма: «Заповедные тайны Жигулей» Елены Подраманцевой - про Самарскую Луку, и «Любовь, Надежда и Егор» Ольги Христенко - про семейную пару из чувашского села. А так мы подавали и подаём заявки на очень разные темы: про ребят-спортсменов из школы олимпийского резерва, про то, как уживаются многие национальности в Самаре и о многом другом. Проблема не в поиске темы, а в том, как её интересно реализовать и откуда получить финансирование.

Можно ли зарабатывать с помощью документального кино?

Я так понимаю, вы говорите о прокате фильма, но это уже не моя ипостась. Документального кинопроката в нашей стране фактически не существует. А что касается прибыли, то даже у массового игрового и анимационного кино с этим сложности. Но они могут получить доход, к примеру, за счет фирменной продукции - сувениров в виде героев фильма и тому подобных вещей. В документальном кино, понятно, такое невозможно.

Учитывая, что скоро Чемпионат мира по футболу, поступают ли сейчас предложения от властей на эту тему? Они хотят авторский взгляд на город?

Возможно, хотят. Предложений от области и города на этот счет в нашу студию пока не поступало. Мы отправляли письмо в областную администрацию о том, что кинолетопись города и области должна существовать, и ей нужна поддержка. Отклика пока не получили, ждём.

Расскажите о своих предпочтениях в кинематографе

Мне нравятся фильмы «+1» и «Питер FM» Оксаны Бычковой. «Неадекватные люди» Романа Каримова. Очень любопытный режиссер Виктор Шамиров, особенно глянулись его «Упражнение в прекрасном». Нравится, как снимает Михаил Сегал – в частности, его фильм «Рассказы». Это из отечественного. А из зарубежного кино мне близок по взгляду на мир Ричард Кёртис, его самая известная вещь – фильм «Реальная любовь», где он выступил сценаристом и режиссером. Если говорить о том, что я смотрю сейчас, чтобы отдохнуть, это качественные американские сериалы: «Американцы», «Форс-мажоры», «Во все тяжкие» и так далее.

Ходите в кинотеатр?

Время от времени хожу. В основном, это фестивальное кино, которое не увидишь в широком прокате или Интернете. В ближайшее время собираюсь посмотреть финское и американское документальное кино, которое будет показано в Самаре. Тем более, что приедут режиссёры фильмов, с которыми можно будет пообщаться.

Кроме того, у меня порой есть возможность посещать кинофестивали, где показывается очень много фильмов. Например, я не первый год я бываю на международном фестивале анимационного кино «Крок», где можно за 7-10 дней посмотреть около 300 новых мультфильмов.

Какие у вас планы на будущее?

Если честно, я подустала от проектов, для которых нужно заниматься больше организацией и поиском средств, нежели творчеством. Хочется делать вещи, которые зависят только от меня. Три года назад я начала в качестве драматурга сотрудничать с театром «СамАрт», там были поставлены три мои пьесы. Хочу продвигаться в это направлении. А в плане кино – глобальных мечтаний нет. Тем более, кризис, сложности с финансированием, особенно в регионах. Зато у меня реализовалась давняя мечта попробовать себя в анимационном кино – в качестве сценариста. Сейчас по моему сценарию на студии «Петербург» снимается серия анимационного сериала «Малышарики», и в работе ещё одна. Это для меня радостно и интересно.