Самарский изобретатель космической техники: Свой первый патент я получил в 1976 году

Вчера в Самарской областной библиотеке открылась выставка «От Самары купеческой до Самары космической», на которой представлены описания изобретений ведущих самарских предприятий в области космического машиностроения. Здесь можно увидеть множество патентов АО РКЦ «Прогресс».

Корреспондент Progorodsamara.ru встретился с разработчиком новой техники, изобретателем, ведущим инженером РКЦ "Прогресс" Виктором Фомакиным. Он рассказал про достижения в космической отрасли и поделился воспоминаниями.

Какие ваши изобретения представлены на выставке?

Я занимаюсь системой электропитания космических аппаратов и ракет-носителей. Очень интересный вопрос – эксплуатация никель-водородных аккумуляторов батареи, потому что космические аппараты сейчас летают от 5 до 10 лет. Чтобы аккумуляторные батареи работали столь длительное время – составляет целую проблему. Никель-водородные аккумуляторные могут работать так долго. Здесь много патентов таких изобретений.

Если сравнивать с тем, что было в советское время, то далеко мы ушли в этой сфере?

Далеко. Я могу сказать, что на нашем предприятии эта работа поставлена лучше всех в области. Директор лично уделяет этому очень большое внимание. Внедрение изобретений очень хорошо оплачивается, чего нет нигде в нашей области. Техника шагает вперед. Например, если бы не появились никель-водородные батареи, трудно представить, как могли бы космические аппараты функционировать в космосе. Они появились вовремя. Впереди уже другие батареи литий-ионные. Сейчас весь мир переходит на них. Они гораздо компактнее, энергоемкие и самые подходящие для космоса. Как вы знаете, у нас скоро полетит «Аист-2» с космодрома «Восточный» в конце апреля. Вот там уже стоят литий-ионные аккумуляторы. Они должны работать 5-7 лет.

Большой толчок дало и использование печатных плат - подробнее по ссылке - в радиоэлектронной аппаратуре комических ракет и ракетоносителей. Бортовая электроника стала более компактной и многозадачной.

Много изобретений остается на бумаге?

У нас на предприятии брака мало. Патентное подразделение заранее проверяет возможности внедрения. Если есть угроза не внедряемого, то это сразу отсеивается. Но случай такой был. Мы изобрели термос, который может держать температуру до 90 градусов двое суток. К сожалению, завод «Салют», который занимается производством термосов, не смог наладить производство. Там должно быть три стенки, но технология не освоена.

А вы изобретаете какие-то приспособления для космонавтов?

Нет. У нас не пилотируемая программа. Спутники автоматические.

Помните первый ваш патент?

Это было в 1976 году. Прошло ровно 40 лет. Тогда все изобретения были закрытыми, поэтому рассказать о них как-то не могу. Изобретения до сих пор не раскрыты. Могу только сказать, что оно было очень красивым. Даже эксперт написал «Молодец». Но в 1992 году начальник и генеральный конструктор ЦСКБ «Прогресс» Дмитрий Козлов меня чуть не уволил.

У нас был заслуженный изобретатель Шемендюк, к сожалению, его нет сейчас. Он решил написать письмо председателю правительства Виктору Черномырдину. Как председатель совета ВОИР, я согласился подписать. Нам очень быстро пришел ответ, в течение 10 дней, что все правильно, но конверт был вскрыт. То есть ответ сразу понесли Дмитрию Козлову. Он вызывал меня: «Это что такое?! Черномырдин Козлову не пишет, а какому-то Фомакину пишет письмо» Он сказал, что подписать документ имеет право Козлов, Аншаков и другие руководители, но я не имею права. Я сказал: «Дмитрий Ильич, даже в голову не приходило». Он ответил: «Ладно, прощаю, иди»

Напомним, что в этом году в Самаре планируют установить памятник Дмитрию Козлову напротив дома №1 по проспекту Ленина. Уже разработан макет будущего памятника

Вы следите за чужими изобретениями?

Конечно. Сейчас это стало намного удобнее. Раньше было невозможно. Сегодня можно открыть интернет, найти все необходимое в библиотеке.

Какое изобретение из последних в ракетной отрасли вам особенно запомнилось?

Их много. Аккумуляторных батарей много на космическом корабле. Чтобы космический аппарат не погиб, их делают от 3 до 5 штук. Аккумулятор может работать при наличии зарядно-разрядного устройства. Вот, у вас есть телефон, к которому прилагается зарядное устройство. В космосе тоже. Если зарядное устройство выходит из строя, все-таки электроника сложная и за 10 лет она может выйти из строя, а аккумуляторные батареи надо формовать через год/полгода. Обязательно полностью разряжать. Это делается для того, чтобы электроды не кристаллизовались. Вам даже в инструкции к телефону пишут, что нужно разряжать батарею до конца – это идет на пользу. Для экстренных случаев, как раз была придумана аварийная шина, с помощью которой можно проводить формовку. Без схемы трудно рассказать.

Мы скоро полетим на Луну?

Это не наша программа. Трудностей особых нет, чтоб туда полететь, ракетоносители позволяют. Это просто большая финансовая затрата. Мы когда-то были близки к этому, ракету Н-1 к сожалению Королев не сумел довести до конца. Сейчас задача стоит полететь на Марс. Недавно был запуск «Протона». Туда лететь, как я понимаю, нужно 1,5 года. Это длительный процесс. Конечно, как будет выдерживать человек столь длительное время в замкнутом контуре, это вопрос. Невесомость и прочее…проблем в космосе очень много. Поэтому это передовая наука. Многие решения для космоса используются в гражданской технике.

.