Как под Самарой разбился штурмовик Ил-2 и почему его не могли найти или вообще не искали?

На прошлой неделе на месте строительства ЖК «Южный город» был обнаружен рухнувший еще во времена Великой Отечественной войны самолет, легендарный штурмовик Ил-2. При себе у пилота нашли хорошо сохранившееся документы, им оказался Иван Черкасский, а по бортовому номера самолета установили, что он был собран на заводе «Прогресс». Среди документов нашли и летное задание — самолет летел от Безымянки до Кряжа.

В те времена пилоты часто сами забирали машины с завода. Однако, почему именно рухнул штурмовик, остается неизвестным. Этим делом заинтересовался Следственный комитет, специалисты которого проведут проверку и выяснят причины крушения. Журналист портала ProGorodSamara.ru же обратился к знатокам истории Самары с просьбой высказать свои версии таинственного крушения.

Краевед Олег Ракшин

- Причины крушения могут быть самые разнообразные: диверсия, ошибка пилотирования, бой с противником. Можно сказать однозначно - самолёт и пилота искали, но по каким-то причинам не нашли. Почему? Возможно, в момент катастрофы ситуация в Куйбышеве и области была настолько напряженной, что было не до тщательных поисков. По рассказам ветеранов, немецкие самолёты-разведчики перехватывали даже над Рождественно. В том же 42-м сержант Шутов таранил германский бомбардировщик у Сызранского моста. Самарские краеведы высказывали предположение, что местность где разбился штурмовик в годы войны была заболоченной, так что найти летательный аппарат на тот момент было невозможно. В любом случае, о реальных причинах гибели самолёта и пилота расскажут архивные документы.

Историк, экскурсовод агентства ART-Экскурсии Александр Андросов

Итак, давай посмотрим на карту местности. Цифрой 1 обозначено место обнаружения самолета (приблизительно, исходя из видео снятого с помощью коптера), цифрой 2 обозначена дислокация зенитной батареи, а цифрой 3 военный радиоузел. Как известно из открытых источников, в городе Куйбышеве в декабре 1941 года было одобрено строительство военных и стратегических объектов, которые из соображений секретности так и назывались объектами, отличаясь лишь порядковым номером. Самым известным из них является бункер Сталина – объект №1. Объектом №15 был мощный радиоузел, построенный на севере от Куйбышева. Именно на его месте сейчас строится «Космос-арена».

Но подобная радиоточка была не единственной. Практически ее копия была построена на юге, на противоположном берегу р. Самары весной 1942 года, в самой настоящей глуши. (Напомню, что Южный мост появился только в 1971 году). Рядом с ней была расположена зенитная батарея, которая этот самый радиоузел и прикрывала от возможной бомбардировки. Следы земельных и укрепительных работ я видел лично, т.к. эту территорию исследовали шурфовкой. Площадки для зениток можно и сейчас отличить от рельефа местности. Более того, во время разведок было обнаружено несколько монет, 1938, 1942 гг, которым взяться там кроме как от орудийного расчета просто неоткуда.

Надо учитывать, что география местности современного Южного города была совершенно другой по целому ряду причин – во-первых, не было Саратовской плотины, поэтому русло Самары было несколько иным, да и весенние разливы реки были очень широкими (в Интернете есть много дореволюционных фотографий Засамарской слободы в разливе, когда дома покрыты водой чуть не по крыши), во-вторых река Подстепновка, сейчас почти исчезнувшая, была самой настоящей полноводной речкой, протекавшей по разливным, а чаще заболоченным лугам. В 50е годы эта территория будет приспособлена под сельское хозяйство, а воду из реки разберут на многочисленные арыки, которые составят крупнейшую естественную ирригационную систему области. Это станет началом конца Подстепновки.

Что касается радиоузла – его территория только недавно была приобретена для застройки Южным городом, но даже сейчас он по периметру окружен забором. На "Гугл Мэпс" если присмотреться, то можно увидеть несколько десятков размытых теней-палочек – это радиоантенны.

Главный вывод состоит в том, что авария произошла максимум в двух километрах от этих объектов и точно не могла остаться незамеченной, ну как минимум дежурными зенитчиками. Почему же самолет и пилот остались нетронутыми?

Версий можно сконструировать с десяток – от сильно пересеченной местности и невозможности добраться до самолета, до невозможности покинуть объекты из-за их секретности, от того, что внимание военных могло быть отвлечено более масштабным событием, помимо упавшего самолета, и до того, что самолет был ошибочно подбит зенитчиками и, как говорится, ребята спрятали концы в воду.

В любом случае надо дождаться заключения экспертизы, потому что доверять словам специалистов, у которых брали интервью преждевременно. Они сделали вывод, что самолет упал сам, но как минимум затруднительно во всей этой каше из ржавчины и грязи что-либо сказать утвердительно.

И еще одна странность во всем этом – где носовая стальная броня? На единственной фотографии мы видим только голый двигатель АМ-38 в неплохом состоянии. И все. Нет больше никаких конкретных фотографий, что это действительно Ил-2. Может, я невнимателен, но никто не говорит о том, как именно самолет определили. (см, например, фото самолета и озера рядом с СПБ)

Кроме того, благодаря особенностям конструкции, Ил-2 можно было посадить подбитый, горящий и без шасси, прямо на ровный участок поля, что неоднократно в годы войны и проделывали советские пилоты. Даже пилоты, закончившие ускоренные летные курсы понимали, когда можно вытянуть машину, а когда надо катапультироваться. В этом, практически, летная программа и заключалась. Почему ни того, ни того не сделал пилот? Здесь опять-таки надо ждать экспертизы и удостоверения личности пилота.

Прилагаю карту города 1942 года. Это снимок, сделанный немецким самолетом-шпионом. На нем, кроме индустриальных объектов обозначены два аэропорта – один в районе современной улицы Аэродромной, второй на территории авиазавода №1, откуда скорее всего он и взлетел.