Один день из жизни города. Микрорайоны «Юнгородок» и «Авиа»
На этот раз в объектив нашего фотографа попали микрорайоны «Юнгородок» и «Авиа».
Другие выпуски рубрики смотрите ЗДЕСЬ.
В проекте строительства самарского метрополитена, утвержденного в 1980 году, планировалось, что перед авиационным заводом появится подземная станция «Крылья Советов». Но в связи с особенностями этого участка, чтобы уложиться в указанный срок, пришлось ограничиться наземной станцией «Юнгородок». В декабре 1987 года она была открыта.
В годы Великой Отечественной войны на эвакуированных в тыл заводах работали преимущественно подростки из центральной России иУкраины. Для них строили поселения из бараков, которые и именовались юнгородками. После войны они были снесены, но название за этим микрорайоном так и закрепилось.
«Один день» в «Юнгородке» начался со спуска в метро. В вагоне сидящие по соседству мужчины, по случаю бодрого утра или, что вероятнее всего, похмелья, были крепко наодеколонены. Рассуждали о временах и нравах, особо досталось популярной игре Pokеmon Go:
- Я своему балбесу говорю: «Что ты за этими покемонами гоняешься? Днями на улице торчишь. Лучше бы делом занялся!»
Про «Юнгородок» я решила у них не спрашивать и подошла к девушке, которая представилась Еленой:
- В «Юнгородок» я приезжаю только на работу. Плюс этого микрорайона в том, что есть метро. А минус — большое количество маргиналов. Наслышана разных историй и в тёмное время суток стараюсь тут не появляться. Сейчас хоть собак стало меньше. Я знаю как минимум троих, кого здесь покусали. Что бы показала иностранцу в этом районе? Музей завода «Прогресс» интересный.
Мне музей тоже нравится. Год назад мы его посещали. Тогда даже удалось попасть на сам завод и посмотреть, как собирают ракеты-носители.
На трамвайной остановке, которая недалеко от станции метро, я пообщалась с одной из водителей, Еленой:
- Поблизости есть круглосуточный магазин. И здесь таких персонажей можно встретить... Часто вызываем "скорую", потому что они валяются в беспамятстве. А те, что в фазе активного опьянения, к диспетчеру иногда ломятся. Всё это очень мешает работать. Какой случай больше всего запомнился? Недавно на Кабельной в трамвай пыталась зайти женщина с большими пакетами, которые её перевесили назад. Она упала на проезжую часть и ударилась головой о колесо движущегося «КАМАЗа». Но чудом уцелела, даже сразу сама смогла подняться. Загрузилась-таки в трамвай и поехала по своим делам. Если говорить о нетипичных пассажирах, то, бывает, молодожены катаются. Проезжают одну-две остановки, фотографируются. Покупают билеты, смотрят — счастливые, нет? Вообще, очень жду осень. Работать будет гораздо легче. Сейчас на водительском месте чрезвычайно жарко, некоторым коллегам даже дурно становилось. Боремся с этим своими силами: вентиляторы маленькие покупаем, но они не особо спасают. К тому же, у нас рабочий день может длиться до 12 часов, а перерыв всего 15-20 минут. Даже поесть нормально некогда. Если говорить о плюсах в работе... Вот, на трамвайной станции №5 сделали яму для ремонта.
На рынке рядом с трамвайной остановкой я засмотрелась на ассортимент одной из торговых точек, который состоял из купальников и (внезапно!) меховых варежек. Всё по невероятно выгодной цене, как сообщил продавец. Ну и вообще, судя по названиям на вывесках, здесь душевно. Вот, например: «Ремонт обуви у дяди Вани».
Там же я встретила своего гида по Юнгородку. Она сначала сказала, что «не фотогигиеничная», а потом, поняв, что я из СМИ и мне можно поведать про все тяготы местной жизни, радостно воспользовалась этой возможностью. Представилась Еленой Николаевной и начала свой рассказ с наболевшей темы, о которую она «спотыкается» каждый день:
- Вот, видите, ветки валяются, пройти невозможно! Дворники не работают. Говорят, что мало платят. Кругом полно мусора, деревья не спиленные. Самый грязный район у нас! Я старшая по дому на Земеца, 19. Крыша постоянно протекает, а ремонт обещают только в 2018 году. Вообще дома здесь в ужасном состоянии. Сейчас покажу.
И моя экскурсия началась. По пути Елена Николаевна здоровалась чуть ли не с каждым встречным. Даже с расположившейся в одном из дворов компанией, начавшей свой пивной марафон уже в 10 утра. Её здесь многие знают и, по её словам, побаиваются. Но даже она не рискует ходить по некоторым дорожкам в темное время суток. После этих слов на меня обрушился поток страшилок о найденных трупах, маньяках и асоциальных личностях.
Когда мы подошли к дому в Стационарном переулке, моя душа уже была в пятках. А при входе в подъезд и вовсе чуть не вылетела, потому что сверху что-то упало на голову. Нина Петровна, одна из жительниц, рассказала:
- Вот так и проходим здесь: люди сначала «выкидывают» ребенка, потом по-быстрому выбегают сами, чтобы чего не прилетело. Дом разваливается на глазах.
Потом повела показывать местные «достопримечательности». Состояние общего туалета в коммунальной квартире впечатлило. Гамма запахов была близка к той, с которой пришлось иметь дело днём ранее при спуске в один самых старых в городе канализационных коллекторов.
По пути к железнодорожной станции «Мирная» к нам на какое-то время присоединилась Наталья. Она недоумевала, почему в микрорайоне не ходит бригада ДНД. Говорила о многом из того, что её возмущает:
- Вот, например, люк! Сколько времени уже нормально заделать не могут!
Проведя меня по самым страшным местам, Елена Петровна позволила мне идти одной только тогда, когда узнала, что я направляюсь к «Прогрессу».
Я подошла к одному их сотрудников, выходившему из проходной. Им оказался Сергей, работающий в экономическом отделе:
- Про микрорайон ничего особого сказать не могу, он же больше заточен под производство. Здесь много крупных предприятий. Какие у меня впечатления связаны с ним? Опаздываю уже третий день на работу из-за реконструкции на Московском шоссе. Живу на Ташкентской, и сейчас на то, чтобы добраться сюда, уходит от часа.
Около завода «Авиакор» я поговорила с единственным человеком, который высказался о микрорайоне положительно:
- Здесь тихо, спокойно. Отличное место. Стал бы здесь жить? Нет, но исключительно потому, что мне не нравятся многоквартирные дома.
Недалеко от завода также нашла указатель на дорогу в ад, нарисованный на стене заброшенного здания. И увидела другую загадочную «картину»: рядом с берёзой стоял мужчина и держался одной рукой за березу, а другой прижимал к голове нечто, похожее на консервную банку. Он посмотрел на меня и практически убил взглядом, поэтому спрашивать о чудодейственном эффекте его действий я не решилась. Да и фотографию что-то побаиваюсь публиковать.
Дома в микрорайоне «Авиа» строились в 70-80-е годы по проекту известного самарского архитектора Юрия Храмова. Они возводились с целью обеспечить работников близлежащих заводов жильем и стилизованы под авиационную тематику: подпорки домов похожи на крылья, а крыльцо подъезда напоминает трап самолёта.
В на входе в микрорайон «Авиа» я заметила мужчину, спящего под скамейкой. Он беспокойно ворочался с боку на бок, демонстрируя грозных тигров, изображенных на рубашке.
Мальчишки гоняли мяч на площадке, а потом устремились к кому-то, высунувшемуся с балкона. Заметив, что я снимаю, побежали следом:
- Что это Вы фотографируете? Мы теперь в "гугле" будем, да? Ура!
Поэтому называю следующую фотографию «Пацаны с «Авиа»
Мужчина, к которому я подошла в одном из дворов, представился Виктором и использовал для описания микрорайона преимущественно матерные эпитеты, которые я опускаю:
- Ужасный район: детям играть негде, стоянок для машин нет. Очень грязно. В подъездах нет освещения. Горячей воды утром не дождешься в домах этих. Единственный плюс — хорошая транспортная развязка.
К этой самой «хорошей транспортной развязке» я побежала очень радостно, когда узнала, что мой «Один день» в «Юнгородке» закончится раньше 6 вечера: появилось другое редакционное задание.