Самарский балерун рассказал, смеялись ли над ним в школе и подкладывают ли лезвия в пуанты

С чего все начиналось? Как вы начали заниматься балетом?

Когда мне было четыре года, я всегда замирал при виде рекламы, где танцуют люди. Вот смотрел, прямо не моргая. И мама решила отвести меня в танцевальный кружок. Мне стало очень интересно. Я прозанимался в этом кружке года три и потом пошел в хореографическую школу. В ней меня научили классическому, русско-народному и эстрадному танцам. Там я занимался пять лет. С 12-ти лет я уже выступал в ансамбле "Радость".

Мальчик, который занимается балетом, может вызвать непонимание со стороны других ребят в школе. Нормально ли одноклассники относились к тому, что вы занимаетесь балетом, или они смеялись над вами?

Насмешки, естественно, были. Особенно, когда одноклассники видели меня в балетной форме. Так получилось, что окна зала, в котором проходили занятия кружка, выходили на детскую площадку. И дети, которые меня видели со двора, смеялись над моими лосинами и над тем, что я в окружении девочек.

Что для вас значит танец? Просто красивое движение или возможность передать свои мысли и чувства?

Танец для любого танцора - в первую очередь, его жизнь. Через танец не можно, а нужно передавать свои эмоции, чувства, переживания, которые черпаешь из жизни. Если руководствоваться тем, что это просто красивые движения, то танец нельзя было бы назвать искусством, лишь фальшивкой.

Много ли у вас было травм, и как с ними справляетесь? Бывало ли, что совсем запрещали танцевать?

Для 20-ти лет - да. Почти у всех танцоров, которые посвящают себя хореографии, случаются травмы. Самых значимых у меня было три: вывих шейного отдела, перелом двух рук и надрыв связок голеностопа. После вывиха врачи запретили мне заниматься, но я просто хотел жить этим дальше и не ставил здоровье на первое место.

На сцене всегда все выглядит красиво. С какими трудностями вы сталкиваетесь за кулисами? Нормально ли между собой общаются танцоры?

За кулисами происходит много всего, и нежная Джульетта, заходя за кулисы, превращается в стерву. Ни в коем случае зритель не должен этого видеть, так что пусть это остается за кулисами.

Считается, что в балете все вокруг пытаются тебя затмить, задавить. Вплоть до того, что кладут лезвия в пуанты. У вас такое было?

Безусловно, и сейчас тоже пытаются давить друг друга морально и физически. Нужно просто не обращать на это внимание и идти вперед к своей цели. Знать, чего ты хочешь от этой жизни, и тогда все получится. Мы с партнёршей занимали на конкурсах все время первые места, и нашлись недовольные среди конкурентов. Нам порезали наши костюмы перед очередным номером.

Какие направления в танце тебе ближе всего и почему?

Мне ближе всего современное направление - джаз, модерн и контемп, потому что в них ты действительно можешь проявить свой творческий потенциал. Ты свободен и можешь проявить себя. В балете же все по точной схеме и отточенной технике.

Есть ли определенные роли, которые вам нравится играть на сцене? Какие мечтаете исполнить в будущем?

Я люблю играть злодеев. То состояние, которое я испытываю, когда играю роль злодея, для меня очень комфортно. Я всегда хотел станцевать Меркуцио из "Ромео и Джульетты". Мне нравится его хореография в редакции Григоровича.

Долго приходите в себя после выступления? Какой отдых считаете лучшим для себя?

После выступления приходить в себя приходится разве что от переполненных эмоций. Усталость не ощущается, ты живешь на том драйве, что получил на сцене. Я не люблю отдыхать, валяясь на диване, по мне - лучше и полезней активный отдых.

Когда люди узнают, чем вы занимаетесь, они восхищаются вами или же больше удивляются?

Каждый человек реагирует по-разному. Это, скорее, вопрос интересов, если кому-то нравится больше футбол или бокс, он никогда не поймет парня, который любит бегать в лосинах. Балет, как и спорт, из-за больших физических нагрузок может быстро износить организм.

Не боитесь, что через лет 20 будет тяжеловато заниматься балетом. Что тогда будете делать?

Не боюсь, так как на пенсию артисты уходят после 15 лет трудовой деятельности. Сейчас для меня балет — это хорошая физическая подготовка, твое тело в форме. Но есть и минусы. Например, постоянно что-нибудь болит, и присутствует легкое чувство усталости.

Что вдохновляет на создание нового танца? Или балет - чисто техническое ремесло, когда нужно сесть и полностью проработать в уме все движения?

Вдохновение приходит спонтанно, и оно не извлекается из определенного источника. Я могу захотеть передать перемены в своей жизни или мысли и захочу показать это в танце. Постановка балета - это ни в коем случае не чисто техническое ремесло, потому что постановка любой хореографии зависит от твоего морального состояния.

Есть ли у вас кумиры, до высот которых вы бы хотели дойти?

Моим кумиром является Александр Полунин. Он очень универсальный и профессиональный исполнитель и мастер своего дела.

Что вы скажете человеку, который скажет, что работать в балете - не мужское дело?

Каждый выбирает свой жизненный путь, и у каждого свои интересы в этой жизни. Упрекать человека в выборе его профессии - неправильно и неэтично.

Смотрите фильмы про балет, и как относитесь к ним с профессиональной точки зрения?

Отношусь с интересом. Мне понравились фильм "Черный лебедь" и сериал "Плоть и кости", документальные не смотрю. В фильме играют не профессионалы, но это его не портит. Ведь обычный зритель все равно косяков не заметит. В сериале же очень реалистично все, видно, что актеры-профессионалы и достоверно отражают то, что на самом деле происходит в школах балета и за кулисами.

Что можете рассказать о приближающейся поездке в США?

Мы едем труппой, состоящей только из российских артистов. Гастроли будут длиться 56 дней, а выступать мы будем с "Щелкунчиком". На данный момент в состав тура входит 60 спектаклей.