Ритейл - это работа для сильных

Одним из важнейших критериев успешности федерального ритейлера сегодня является динамика развития сети в регионах. По оценкам экспертов в области подбора персонала, до конца года розничные продуктовые компании откроют около 3,5 тысяч новых торговых точек в различных городах России. Битва за покупателя идет нешуточная и выиграет ее тот, кто сможет максимально повысить эффективность продаж. Для этого компаниям придется урегулировать вопросы с местными чиновниками и поставщиками, отладить логистическую инфраструктуру, но прежде — решить кадровые вопросы. О том, как найти опытных управленцев в регионах нам рассказал Артем Спиваков, директор Волжского дивизиона федеральной торговой сети «Пятёрочка», демонстрирующей самый большой рост числа магазинов «у дома».

- Артем, насколько сильно ощущается кадровый голод в регионах? Управленцев какого уровня вам не хватает?

- «Пятёрочка» активно растет — в предыдущие два года мы в Волжском дивизионе открывали по 300 магазинов в год. В этом году установлена планка в 200 новых торговых точек, но попробуем прыгнуть выше — до 280. Как формировать из них кластеры (а это основная единица дивизиона, объединяющая от 50 до 80 магазинов) уже решили, сейчас активно подбираем директоров для них. Часть кандидатов уже приступают к стажировке, но все ли они смогут освоиться на ответственных позициях — пока открытый вопрос. С учетом планов по развитию, нам в этом году нужно найти и обучить как минимум 20 ключевых руководителей.

- Считается, что лучших топ-менеджеров выращивают внутри компании...

- На позициях директоров кластеров хорошо приживаются «свои», внутренние кандидаты. Однако время работает против нас. Мы видим людей на позиции «минус два», которые могут в будущем стать хорошими директорами кластера, но не через месяц-два, а в лучшем случае — через год. Кроме того, с учетом темпов развития торговой сети, многие руководители переезжают в другие регионы, открываются вакансии. Хорошие специалисты внутри компании есть, но их не хватает.

- Легко ли найти готовых управленцев на внешнем рынке?

- За последнее время мы познакомились с двумя категориями потенциальных директоров кластеров. Первая волна — молодые, до 30-ти лет, отлично проводящие презентации, но не способные реально работать. Такие люди в ритейле долго не задерживаются. Поэтому теперь мы фокусируемся на опытных, уже состоявшихся управленцах. Правда, здесь подстерегает другая проблема — их жизненный «износ». Работа на руководящих должностях в «Пятёрочке» требует практически ежедневной работы «в полях», полного погружения в проблемы каждой торговой точки и мгновенной реакции на них.

- Какие сферы могли бы поставлять руководителей растущему ритейлу?

- Конечно, те, кто работал в аналогичных должностях в продуктовой рознице, имеют преимущество: они уже знакомы с этим бизнесом, хорошо разбираются в продуктах, понимают структуру продаж, сезонность. К сожалению, найти готовых руководителей, полностью соответствующих нашим требованиям, сложно, поэтому мы смотрим и управленцев из других отраслей, например из оптовой торговли, телекоммуникационных компаний, банковской и страховой сфер. При этом важным критерием отбора является готовность к переезду в другой регион или соседний город.

- Чтобы быть готовым к рабочим переездам, у топ-менеджера должна быть хорошая мотивация?

- В текущей ситуации на рынке труда «Пятёрочка» предлагает очень достойный уровень материального вознаграждения. Однако, это не самое главное для тех, кто стремится работать в нашей сети, важнее — возможность реализовать себя через масштаб задач, видеть и каждый день улучшать результат своей работы. В нашей децентрализованной системе управления, которая действует с 2013 года, все сосредоточено в руках у руководителей на местах: персонал, безопасность, эксплуатация, торговые операции, взаимодействие с поставщиками и представителями власти. Руководитель должен уметь действовать в постоянно изменяющихся условиях, решать нестандартные задачи и брать на себя ответственность, если это может принести результат.

- Какими качествами, помимо готовности брать на себя ответственность, должен обладать директор кластера?

- Есть традиционный набор требований для должностей такого уровня — высшее образование, опыт управления, желательно территориально распределёнными подразделениями. Принципиально важно, чтобы у соискателя была своя история профессиональных побед. Мы верим, что лидерские достижения всех членов команды сложатся в лидерство «Пятёрочки» на рынке российского ритейла. Именно поэтому мы ценим в наших директорах кластеров амбициозность: мало поставить реальный план, надо его перевыполнить, ценим умение работать в условиях многозадачности и быстродействие..

- Вы хотите сказать, что ритейл - работа для сильных?

- Положительный результат не дается легко, огромная зона ответственности и свобода в принятии решений это еще и тяжелый труд - нужно быть готовым. Говорю об этом, основываясь на собственном опыте. Я пришел в московское подразделение «Пятёрочки» супервайзером около пяти лет назад, где отработал чуть больше года. Потом занимал должность стажера регионального директора и собственно директора. Через небольшой промежуток времени перебрался в Самару и два года работал операционным директором Средне-Волжского филиала, который после реорганизации стал Волжским дивизионом. И для меня до сих пор каждый рабочий день — открытие и вызов.