Самарский кондуктор с высшим образованием: Я придумал уникальный способ обилечивания

Одной из самых нервных работ считается работа кондуктора в общественном транспорте. Однако среди самарцев есть и те, кто сознательно идет работать в эту сферу. Портал ProGorodSamara.ru встретился с горожанином Сергеем Ивановым, который, получив диплом о высшем образовании, не стал искать работу по специальности, а отправился в автобусное депо.

- Как ты решил стать кондуктором?

- Общественным транспортом я интересовался с детства. Еще тогда я исследовал все городские и дачные маршруты, катался везде. А в конце 2012 года, когда возобновили работу 42-го маршрута, со мной произошла история. Я сел в этот автобус, а там было ручное открытие пассажирской двери. Я стал распахивать ее и зазывать пассажиров. Водителю это понравилось, и он позвал меня работать у него кондуктором, который еще и будет приглашать горожан в автобус.

- А какое у тебя образование?

- Высшее, по диплому я учитель истории. Конечно, история меня интересовала. Но когда в 2014 году я закончил ПГСГА, то твердо решил превратить свое хобби и подработку и в настоящую работу. Сейчас я тружусь в МП «Пассажиравтотранс» на маршрутах №№ 3, 38 и 52.

- С какими трудностями кондуктор встречается?

- Тяжеловато рано вставать. Иногда мне нужно выйти из дома в 04:30. Сложно работать, когда в салон набивается много народа. Непросто бывает с пьяными и отказывающимися платить.

Хобби и подработку я превратил в профессию

- Как проходит твой обычный рабочий день?

- У нас есть два варианта рабочего дня. Например, 1,5 дня работаешь с утра до вечера, по 11-12 часов на ногах. Я прихожу в гараж, поднимаюсь в билетную кассу, где получаю терминал и билеты. После, с водителем выезжаем на маршрут. Делаем за смену по 10 кругов. В гараж возвращаемся в 8 вечера, я сдаю выручку и отчет по транспортным картам.

- Это нормальный рабочий день. Недавно видел в автобусе кондуктора сильно навеселе. Такое часто встречается у вас в профессии?

- Это редчайший случай. Такое чаще встречается в коммерческом транспорте.

- Сколько ты получаешь в месяц?

- Если без подработок, то 15 тысяч рублей. А так, если работать с двумя выходными в месяц, то может и 40 выйти.

- Недавно повысили стоимость проезда в Самаре до 25 рублей. Многие транспортники и чиновники говорят, что даже эта стоимость не позволит общественному транспорту окупаться. Это верно?

- Считается, что себестоимость билета общественного транспорта в Самаре — 35 рублей. Но и нынешняя цена позволяет работать, я так считаю.

- Ты кондуктор и встречаешься непосредственно с пассажирами. 1 октября люди сильно возмущались, узнав про новую цену?

- Нельзя сказать, что были очень недовольны. Некоторые требовали сдачи с 25 рублей, но я твердо отвечал, что сдачи не будет. А одна бабушка схватилась за сердце и прокричала: «Ой, подорожал! Да вы что?!»

Пассажиры со мной здороваются

- Конфликты с пассажирами случаются?

- Редко, но бывают. Например, алкоголик в салон зайдет, платить отказывается. Останавливаем автобус и ждем, пока он не выйдет. Как-то раз два пьяницы вечером стали буянить в салоне, и нам пришлось с водителем их выводить. Бывают неуравновешенные пассажиры. К примеру, на 38-м маршруте часто ездят пассажиры из психиатрической больницы на Нагорной, притом, в большом количестве. Вот от них можно все, что угодно ожидать. Громко хохочут, кричат. А еще, «голубят».

- Что-что делают?

- Ну, это представители нетрадиционной сексуальной ориентации. Они могут целоваться и обниматься при всех пассажирах. А это очень неприлично.

- А есть у тебя постоянные пассажиры, которые тебя узнают и здороваются?

- На 3-м маршруте, который ходит до поселка Шмидта, у меня много таких пассажиров. Это пенсионеры, рабочие и студенты. Последние со мной за руку здороваются. Взрослые всегда спрашивают, как дела, рассказывают про свои покупки. У меня половина запанчан в друзьях в ВКонтакте.

- Может быть, ты что-нибудь хочешь поменять в своей работе?

- Не очень удобный график. День через день я бы заменил на два через два.

- А о смене работы мысли не приходили?

- Бывают, но не хочется коллектив покидать, родных пассажиров. Я прирожденный кондуктор.

- Кто чаще всего ездит на твоих маршрутах?

- Сейчас много личного транспорта у людей, маршрутки развелись. Преимущественно, садятся заводчане и пенсионеры. С нами конкурируют коммерческие микроавтобусы, которые каждый раз умудряются подъехать к остановке на минуту раньше и собрать «платных» пассажиров.

- У кондукторов есть норма, которую они должны выполнять?

- Есть план, но он не в деньгах. А по количеству пассажиров. Например, на одном из своих маршрутов мы должны перевезти минимум 488 пассажиров. Учет идет по электронному терминалу.

- «Зайцы» часто встречаются? Как боретесь с безбилетниками?

- Если замечу, то заставляю оплатить проезд. Обычно люди сразу оплачивают. Я всегда тактичен и вежлив с пассажиром, ругаюсь крайне редко. На линии работает контроль, и безбилетника могут оштрафовать на 500 рублей.

На городских маршрутах люди злее

- Расскажи про забавные случаи у тебя на работе?

- Помню, в 2013 году после «Рока над Волгой» зашел в автобус пьяный парень. Ни на кого не реагируя, он снял с себя шорты и трусы, стал размахивать нижним бельем, как флагом, и ехал в абсолютно голым. Ржач был полный. А недавно один дедуля поставил на пол две сумки, полные яиц. Разумеется, когда автобус начал поворачивать, содержимое его сумок рассыпалось по всему салону, половина побилось, пенсионер и все вокруг были в шоке.

- А между собой люди в автобусе ругаются?

- Бывает и такое. Часто даже матом друг друга кроют из-за отдавленной ноги. Кстати, мне кажется, что на городских рейсах люди злее.

- Сергей, у тебя есть какая-то уникальная методика обилечивания. Расскажи про нее.

- Дело в том, что 99% кондукторов при работе с транспортными картами берут их в руки и к терминалу прикладывают. Я же просто подношу терминал к карте. И не успеет пассажир опомниться, а билет у него уже в руках. Экономится куча времени. Некоторые мои коллеги даже учатся у меня этому.

У Сергея одна из крупнейших коллекций крышек в регионе

- А чем ты занимаешься в свободное от работы время?

- Я путешествую по региону, исследую города и села Самарской области. Фотографирую достопримечательности, культурные места. Недавно, в сентябре я посетил село Бариновка, где находится единственная сохранившаяся в Поволжье ветряная мельница. А еще у меня есть огромная коллекция пивных крышек, которую я начал собирать с 10 лет. Всего их у меня около 20 тысяч, железных и пластмассовых. У меня даже есть их каталог, собственноручно сделанный.