В Самаре предпринимателям предъявляют претензии за включенное радио и требуют за это денег

Самарские предприниматели начали сталкиваться с необычными проверками. В редакцию портала ProGorodSamara.ru обратился владелец одной из парикмахерской. Александр Каповаров рассказал, что к нему поступила претензия от некоего гражданина, представившегося инспектором «Всероссийской организации интеллектуальной собственности».

Инспектор Алексей Куликов заявил, что в помещении проигрывается интернет станция «Яндекс.Радио». За использование в парикмахерской музыки из открытого источника нужно отчислять деньги авторам треков, а именно, заключить договор, который предусматривает ежемесячный платеж в размере 1700 рублей.

Оказалось, что проверка прошлась по всей улице Венцека. Инспектор с подобными требованиями посетил и стоматологическую клинику. В противном случае, представитель правообладателей предупреждал о последствиях.

Редакция связалась с полномочным представителем ВОИС в Поволжье Александром Бакулиным, который подтвердил факт регулярных инспекций на предмет нарушения авторского права в городе.

- Многие неправильно читают закон. Там указано, что запрещено публичное воспроизведение фонограмм, которые опубликованы в коммерческих целях. То есть прямое отношение к коммерческой выгоде это не имеет. В Гражданском кодексе четко прописано, что публичное исполнение фонограмм возможно только при заключении договора с аккредитованным государством организацией, которой и является ВОИС. Если на объекте пользователя, звучит музыка, то он обязан осуществлять выплаты авторам и композициям.

В региональном представительстве организации заметили, что проверки в Самаре ведутся уже больше года. Предпринимателям разъясняется законодательство. Кстати, источник проигрывания фонограммы никоим образом не влияет на трактование закона. Даже за проигрывание лицензионной копии в публичном месте, куда имеют доступ не только узкий круг лиц, придется платить. За разрешением подобных споров можно обратиться в юридическую компанию garantsurgut.ru, специалисты которой подробно проконсультируют по возникшему спору из лбой области права.

Самарский юрист Никита Ухтверов поясняет, что закон встает на сторону правообладателя песни, даже если нет речи о получении коммерческой выгоды заведением, где играет радио. Но есть, что называется, и нюансы.

- Если предприятие включает для своих посетителей музыкальные композиции (трансляцию радио либо фонограмму), считается, что оно осуществляет их публичное исполнение, в связи с чем организация обязана выплачивать вознаграждение правообладателям.
В случае, если публичное исполнение осуществляется без соответствующих выплат правообладателю, автор (либо правообладатель) имеет право требовать по своему выбору от нарушителя выплаты компенсации в размере от 10 000 до 5 млн руб., определяемом по усмотрению суда. Таким образом, предприятия, организующие досуг своих посетителей, например, с использованием телевизионного сопровождения, радиотрансляций, должны помнить о соблюдении авторских и смежных прав. С этой целью необходимо заключить договор с организацией по управлению правами на коллективной основе, либо отказаться от прослушивания музыкальных композиций на предприятии.

Адвокт Вячеслав Яблоков, призывает предпринимателей внимательней относиться к подобным претензиям.

- На месте руководства салона красоты я бы объяснил, что с радостью передам денежные средства в присутствии сотрудников полиции. Налицо попытка совершения мошеннических действий на авось, вдруг "прокатит". Радиовещание представляет собой открытый канал передачи информации. Выпуская в эфир музыку или какую-либо передачу, радиостанция понимает, что это будет доступно неограниченному кругу лиц, обладающих радиоприёмниками, в том числе в местах скопления людей. Если даже предположить, что какая-то радиостанция против того, чтобы их слушали в салоне красоты, то с претензиями обратилась бы эта радиостанция, а не некий гражданин, прикрывающийся организацией с громким названием.

.