Конфеты "Вольская коровка" могут снять с производства

На протяжении многих лет ОАО "Красный Октябрь" пытается устранить с кондитерского рынка конфет, этикетки с изображением коров и словесный элемент "коровка" пишет Есения Мартынова на сайте Новые известия. На данный момент основная цель "Красного Октября" продукция ООО "Вольский кондитер-2" из Саратовской области. Производитель выпускает конфеты "коровка" по польской рецептуре на натуральных сливках с 2000 года под товарным знаком "Вольская коровка", включающим словесный элемент и мультипликационное изображение коровы. В 2014 году Федеральная служба по интеллектуальной собственности (Роспатент) официально зарегистрировала этот товарный знак. Однако "Красный Октябрь" считает, что регистрация товарного знака нарушает его права на товарные знаки "Коровка".

Конфликт начался с Палаты по патентным спорам, где после рассмотрения возражения ОАО "Красный Октябрь", было принято решение оставить товарный знак в силе, признав, что товарный знак "Вольская коровка" не имеет сходств с товарными знаками "Красного Октября". Возразив данному решению, "Красный Октябрь" обратился в Суд по интеллектуальным правам (СИП). В 2017 году СИП выразил поддержку монополистическим настроениям "Красного Октября" и признал, что использование товарного знака "Вольская коровка" может привести к смешению и введению конечного потребителя в заблуждение относительно производителя товаров. В результате решения регистрация товарного знака "Вольская коровка" была анулирована. "Вольский кондитер-2" не согласился с решением СИПа и подал кассационную жалобу. Рассмотрение дела назначено на 22 мая 2017 года.

Отметим исторический факт, что конфеты появились в Польше в начале 20 века. Тогда Феликс Поморский наладил в городе Познань производство конфет, где на обёртке было изображение коровы. Рецепт разлетелся по миру и особенно полюбился в СССР. У нас их назвали «коровка», сделав «кальку» с польского слова «krowka». В Польше по сей день существует много производителей конфет «krowka», однако как товарный знак этого слово не регистрируют, поскольку так обозначается вид конфет.

Суд не учёл, что на производстве ООО «Вольский кондитер-2» в эксплуатации находится оригинальное польское оборудование и оригинальная польская рецептура. Так же не были приняты во внимание доказательства того, что слово "коровка" для помадных конфет является видовым. Именно так оно воспринимается потребителями и производителями, хотя в России также существует законодательный запрет на регистрацию в качестве товарных знаков словесных элементов, представляющих собой наименование товаров и их вида.

Рецепт "Коровки" наряду с рецептами "Ласточки", "Ромашки", "Аленки" утвержден с 1939 года и являлся общим для всех предприятий пищевой промышленности, производящих конфеты. Ситуация осложнилась после распада СССР, когда общие "бренды" стали ничьими. «Красный Октябрь» первым подал заявку в патентное ведомство на регистрацию товарного знака «Коровка». Именно на это он делает ставку в споре с «Вольским кондитером-2». «Красный Октябрь» утверждает, что они вложили огромные усилия в развитие знака, победив иностранные бренды.

Доля "коровок" производимых самим "Красным Октябрем" не так велика, как может показаться. Гораздо выгоднее продавать лицензии на использование своих товарных знаков. (или Однако наряду с оригинальными конфетами доля "лицензионных коровок" довольно значительна) Конечно, в такой ситуации конкуренты с высококачественной продукцией не нужны.

Такой подход был негативен и для "Красного Октября" - лицензиаты не используют товарный знак в том виде, в котором он зарегистрирован. Они обязательно добавляют свои отличительные элементы – слова или изображения для того, чтобы потребитель понимал, кто производитель, а слово "коровка" используют как указание на рецептуру . Так родились товарные знаки «Ёшкина коровка», «Коровка-лакомка», которые наряду с "Вольской коровкой", "Азовской коровкой", "Коровкой из Кореновки" и многими другими приводят потребителей к выводу – рецепт коровки один, а производителей – много.

Правовым решением этого вопроса мог бы стать коллективный знак. Как это произошло с советскими папиросами «Прима». Тут производители смогли договориться. Но можно перенять и польский опыт, признав в официальном порядке слово "коровка" видовым обозначением.

В любом случае, подчеркивают представители "Вольского кондитера - 2", ситуацию с товарным знаком "Вольская коровка", как и с другими товарными знаками, включающими в состав советские бренды, необходимо взять под государственный контроль – после решения СИПа о прекращении регистрации товарного знака "Вольская коровка", "Красный Октябрь" подал возражения в Палату по патентным спорам об аннулировании регистрации ряда других товарных знаков, принадлежащих различным производителям, в состав которых входит слово "коровка" – это такие бренды, как "Яшкинская коровка", "Кубанская коровка", "Коровка из Кореновки", "Азовская коровка" и другие. Если вовремя не разобраться в ситуации и не принять меры, то в России не останется конкуренции на кондитерском рынке, что приведет к монополизации и негативно отразися на всём рынке в целом.

Вопрос с "советскими брендами" неоднократно обсуждался среди производителей различных товаров, предложения по улаживанию данного вопроса вносились в Гос Думу, но закончились ничем.