Советник врио губернатора Самарской области Виктор Кудряшов: "Нам есть над чем работать"
Советник врио губернатора Самарской области Дмитрия Азарова дал интервью журналистам "Комсомольской правды" - Самара", в котором он оценил состояние дел в регионе и высказал свое мнение по многим вопросам, волнующих самарцев.
- Виктор Владиславович, вас называют одним из наиболее близких соратников врио главы региона. Сейчас Вы занимаете пост его советника. Что входит в круг Ваших обязанностей?
- Да, действительно, мы с Дмитрием Игоревичем знаем друг друга уже более 20 лет, вместе работали сначала на производстве, затем на государственной и муниципальной службе. В настоящее время по поручению главы региона мы с коллегами готовим для него предложения по вариантам решения наиболее острых проблем, стоящих перед органами власти Самарской области, взаимодействуем с экспертами, выявляем факторы, тормозящие развитие региона и предлагаем механизмы их устранения.
- Виктор Владиславович, удалось ли вам уже составить четкую картину общего состояния дел в губернии?
- Я думаю, что эту картину хорошо понимает большинство жителей Самарской области, ведь все мы смотрим телевизор, читаем газеты, общаемся со своими близкими, коллегами по работе. Конечно же, кроме этого у меня есть и другие источники информации, которые позволяют сделать картину более четкой – это и официальная статистика, и данные соцопросов, я много общаюсь со специалистами, представителями власти, с обычными людьми и знаю их оценки состояния дел в той или иной сфере.
Безусловно, Самарская область была и остается одним из наиболее развитых регионов страны с сильной диверсифицированной экономикой, богатым кадровым и научным потенциалом, большими запасами природных ресурсов. По объему валового регионального продукта (ВРП) мы занимаем 3-е место в ПФО и 13-е место в России, а в прошлом году впервые за последние годы попали в топ-20 ведущих аграрных территорий. У нас есть хорошие возможности для дальнейшего развития, однако есть и проблемы, понимание которых должно стать основой для будущего роста. На мой взгляд, только честная, но без самоуничижения, оценка ситуации позволит определить те позиции, на которых мы сегодня реально находимся, и определить стратегию их улучшения.
А таких проблем немало. К примеру, Самарская область является единственным регионом в ПФО, в котором на протяжении нескольких последних лет происходит стабильное снижение индекса промышленного производства, только по итогам прошлого года оно составило 1,8%, в то время как в целом по Российской Федерации был зафиксирован уверенный рост.
Четвертый год подряд продолжается падение реальных располагаемых доходов на душу населения. За 9 месяцев текущего года снизился индекс выпуска базовых видов экономической деятельности (аналог ВРП), в то время как в целом по стране он увеличился на 4,4%. В отличие от других регионов, в Самарской области отмечено снижение объемов работ по отрасли «Строительство» (на 3,8%), падает индекс сельхозпроизводства, оборот розничной торговли.
По интегральной оценке эффективности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, проводимой на основе анализа 56 базовых показателей социально-экономического развития в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21 августа 2012 года, Самарская область находится в 5-6 десятке регионов страны. По данным государственных социологических опросов, только 34,2% жителей региона удовлетворены качеством медицинской помощи (70-е место в РФ), 30,6% - качеством услуг ЖКХ (49-е место), 65,9% - состоянием общего образования, при всех наших успехах в этой сфере это только 62 место в России, значит нам есть над чем работать.
Меня особенно беспокоит значительное снижение инвестиций в основной капитал: только за 2 последних года их объем сократился на 35,5%, падение продолжается и сейчас, хотя в целом по стране мы наблюдаем уверенный рост капитальных вложений - на 4,8%. Все мы понимаем, что именно инвестиции в обновление оборудования являются основой для подъема экономики, а нынешний спад негативно отразится на конкурентоспособности наших предприятий, что уже через 2-3 года может стать фактором сокращения производства.
Тем не менее, Самарская область в 2016 году опустилась на 65 место в Российской Федерации в Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата, составляемом федеральным Агентством стратегических инициатив (в 2014 году мы были 14-ми). Как уже отмечал Глава региона, вопреки общероссийскому тренду, у нас выросло количество административных барьеров для инвесторов: среднее время получения разрешения на строительство возросло до 171 дня (в Татарстане – 79 дней), а среднее количество процедур, необходимых для получения такого разрешения увеличилось почти втрое – с 5 до 14!
Есть проблемы и в сельском хозяйстве. В текущем году значительно (почти на 10%) сократилось поголовье свиней, сокращается поголовье крупного рогатого скота, практически не растет производство молока (рост на 1%). В 2017 году мы ожидаем большой урожай зерновых, валовый сбор зерна может составить 2,6 млн.тонн, это больше, чем в прошлом году (2,2 млн.тонн), хотя и не рекордный показатель для региона (например, в 1978 году было собрано 3,9 млн.тонн зерна). Но что от этого получат хозяйства? На сегодняшний день, по данным статистики, Самарская область стала абсолютным лидером в стране по темпам падения закупочных цен на зерно, они снизились на 20% относительно уровня прошлого года. В то же время, из-за неразвитости инфраструктуры хранения и переработки сельхозпродукции, цена на муку, в отличие от других территорий, за год не изменилась и по-прежнему является одной из самых высоких среди регионов ПФО, а это, в свою очередь, делает нас абсолютным лидером в округе по стоимости готового хлеба. Понятно, что только усилия по созданию комплексов по переработке сельхозпродукции позволят повысить эффективность этой важнейшей отрасли экономики губернии.
- Очевидно, что ситуация усугубляется огромными долгами региона?
- Да, действительно, объем государственного долга Самарской области на начало года превысил 67 млрд рублей, с 2012 года он вырос более чем в 2 раза. Увеличилась также долговая нагрузка муниципалитетов, сегодня уровень их заимствований достиг 56% от собственных доходов местных бюджетов, это вдвое выше, чем 5 лет назад. По объему государственного долга Самарская область переместилась на 6-е место среди субъектов Российской Федерации.
При этом объем инвестиционной программы, финансируемой за счет бюджета Самарской области, не увеличился, а напротив, сократился по сравнению с показателем 2012 года. Да, в период подготовки к чемпионату мира по футболу регион получил значительные федеральные средства, но на объем заимствований это не повлияло. Высокие текущие расходы, наряду с недооценкой реальных доходных источников привели к возникновению кассовых разрывов, покрываемых новыми кредитами.
Я могу предполагать, что в ближайший период государственный долг Самарской области может еще возрасти, ведь нужно будет увеличить объем социальных выплат по льготникам, продолжить строительство социальных и инфраструктурных объектов, в том числе для подготовки к проведению Чемпионата мира по футболу. Само по себе это не опасно, и более того – вполне оправданно для ускорения развития региона, но только в том случае, если темпы роста доходов бюджета превысят прирост заимствований. Именно в этом, на мой взгляд, будет заключаться одна из основных задач финансового блока правительства.
- В преддверии чемпионата мира по футболу Самара сильно изменилась. Вы долгое время работали первым заместителем главы областного центра и хорошо знаете работу администрации. Какие проблемы при подготовке к ЧМ городским чиновникам еще предстоит решить?
- Проблем очень много и, на мой взгляд, они достаточно острые. В числе первых я бы назвал тяжелое финансовое состояние муниципальных транспортных предприятий. Это пассажирское автопредприятие, трамвайно-троллейбусное управление и метрополитен. Если еще два-три года назад они были сильными и финансово устойчивыми, то на сегодняшний день находятся в состоянии, близким к банкротству. Резко возросли убытки, стремительно увеличиваются долги по кредитам, не в полном объеме выплачиваются налоговые платежи. Причина, на мой взгляд, в неэффективном управлении и принятых решениях о передаче наиболее прибыльных маршрутов и части производственной базы коммерческим перевозчикам. Ответственность за подобные решения лежит на руководителях города и именно им необходимо приложить усилия для исправления ситуации.
Также нужно обратить самое пристальное внимание на состояние благоустройства гостевых туристических маршрутов. Действительно, Самара меняется, улучшается состояние дорог и тротуаров, за счет федеральных средств строятся развязки, проводится благоустройство набережной, Струкачей, площади Куйбышева. Но попробуйте пройти всего один квартал от железнодорожного вокзала до улицы Красноармейской, где будет располагаться остановка шаттла, доставляющего болельщиков на фан-зону и стадион. Грязные и некрашенные столбы, сломанные ступеньки, цоколи зданий, обклеенные водосточные трубы, грязные окна, неопрятная реклама. В период проведения чемпионата мира, как и на Кубке конфедераций, огромная часть болельщиков будет перемещаться между городами на бесплатных поездах. Представьте теперь какое первое впечатление они получат, приехав в наш город. А ведь те вопросы, которые я назвал, являются полномочиями именно муниципалитета.
- В социальных сетях долгое время обсуждалась ваша оценка решения администрации города о привлечении кредита на строительство колеса обозрения в парке Гагарина. В своем Твиттере вы назвали это решение глупым. Изменилась ли сейчас ваша оценка?
- Наверное, мое высказывание было излишне эмоциональным по форме, но по сути я по-прежнему не понимаю логику принятого решения. Зачем городу брать кредит под 18% годовых на эти цели, если то же колесо готово установить сразу несколько инвесторов, конкурирующих между собой? Разве у администрации нет других направлений, куда можно было потратить эти средства? Обновление транспорта, благоустройство общественных зон, переселение из ветхого жилья. Кстати, это к вопросу об инвестиционном климате – кто к нам придет, если мы буквально прогоняем инвесторов и пытаемся конкурировать с ними, в то время как можем просто получать доход от аренды земельного участка и направлять эти деньги на благоустройство тех же парков? Этот прецедент может создать у инвесторов неверное представление о Самарской области в целом. Вызывает недоумение и форма выбора поставщика колеса обозрения, на подготовку и подачу заявок участникам конкурса было дано всего 3 дня, в результате чего многие просто не успели их подготовить. При сумме сделки, превышающей 70 млн рублей, такие сроки точно не были вызваны желанием сэкономить.
- Об ответственности. Каково ваше видение решения вопроса льгот для ветеранов?
- Этот вопрос непростой. На мой взгляд, решение по сокращению мер социальной поддержки ветеранов было принято без детального анализа и без учета мнения людей. Только этим я могу объяснить лишение социальных выплат работающих ветеранов, отсутствие гибкости в определении количества льготных поездок на общественном транспорте. Корректировка этого решения осложняется тем, что большая часть высвободившихся средств, а это огромные суммы — более 800 миллионов рублей, уже перераспределена на дополнительную социальную поддержку других категорий нуждающихся - многодетных семей, семей с приемными детьми, инвалидов и граждан, получающим доход ниже прожиточного минимума. Но их дальнейшее увеличение также не является выходом из ситуации. Тем не менее, я уверен, что справедливое решение будет найдено. Не случайно создание рабочей группы по данному вопросу было одной из первых инициатив Дмитрия Азарова. Очень важно, что в состав этой группы входят и депутаты, и общественники. Это является гарантией того, что мнение людей будет услышано.
- Вы почти 20 лет работали с Дмитрием Азаровым. Работали при всех четырех губернаторах региона. Можете сравнить стили их управления, чего самарцам ждать от нового главы региона?
- Конечно же, я не вправе давать политические оценки. Работа губернатора очень сложная, она требует огромной ответственности и полного погружения в жизнь региона. Все губернаторы много сделали для развития Самарской области и полной мере обладали названными мною качествами.
Константин Алексеевич Титов уделял огромное внимание вопросам привлечения инвестиций, развитию крупных проектов в сельском хозяйстве. При Титове в сознании людей Самарская область имела ореол успешности, какой-то столичности. На мой взгляд, это и неплохо, тем более что сейчас это ощущение мы во многом потеряли.
Владимир Владимирович Артяков руководил регионом в самое тяжёлое время мирового финансового кризиса, но именно при нём наша промышленность начала активно развиваться, в отдельные годы темпы роста были вдвое выше, чем в среднем по стране. Это был Губернатор, который выстроил действительно равноудаленные отношения между властью и бизнесом, и я считаю это большим достижением. Именно при Артякове прекратилась многолетняя традиция противостояния Губернатора и мэра областного центра, что дало мощный толчок развитию Самары. В этот период мы, работая в городе, вместе с администрацией Самарской области, в очень тесном контакте готовили заявочные документы в ФИФА, что впоследствии обусловило решение о выборе Самары в качестве города-организатора чемпионата мира по футболу 2018 года.
С именем Николая Ивановича Меркушкина связана работа по подготовке к чемпионату мира, начало строительства стадиона, проведение реформы местного самоуправления, объединение ВУЗов, строительство ФОКов в муниципалитетах области.
Дмитрий Игоревич Азаров четко обозначил принципы своей работы – это уважение, справедливость и открытость. Зная его много лет, могу сказать, что он человек слова и именно так все и будет. При Азарове не будет «ручного» управления, в подчиненных он ценит самостоятельность и ответственность, очень аккуратно относится к обещаниям и их исполнению. Любое дело, во главе которого он вставал, неизбежно становилось успешным, поэтому я уверен, что этот успех ждет и весь наш регион. Но для этого нам всем необходимо сплотиться и упорно работать.
Виктор Кудряшов родился 2 ноября 1971 года в Салехарде, Тюменской области.
В 1993 году окончил с отличием промышленно-экономический факультет Самарского государственного экономического университета, затем аспирантуру. Кандидат экономических наук, доцент.
С 1997-1998 гг. – начальник отдела инвестиционной политики и инвестиционных проектов департамента экономики Администрации Самарской области.
1998-2001 гг. – начальник экономического департамента ЗАО «Волгопромхим»
2001-2006 гг. – первый заместитель генерального директора ООО «СВГК»
2006-2008 гг. – замглавы го Самара, руководитель департамента экономического развития
2008-2010 гг. – замминистра природных ресурсов и охраны окружающей среды Самарской области
2010-2016 гг. – первый замглавы г.о Самара
С июля 2016 г. – советник губернатора Н.И. Меркушкина
С сентября 2017 г. - советник врио губернатора Дмитрия Азарова
В 2000 году стал победителем всероссийского конкурса «Золотой кадровый резерв России XXI века», проводимого под эгидой С.В. Кириенко.
В 2010 году включен в резерв управленческих кадров, находящихся под патронажем Президента Российской Федерации.