Наверх

Самарские лица Победы: Александр Василевский - житель Самары великий полководец России

Самарские лица Победы: Александр Василевский - житель Самары великий полководец России
16+
Фото: архив
Неизвестная история первого дважды кавалера высшего военного ордена «Победа»

Каждый год для парада выбирается отдельная тема, и в 2017 году праздник будет посвящен великим полководцам. Поэтому портал Progorodsamara.ru в преддверии, Парада памяти запускает рубрику "Самарские лица Победы". В этом году праздник, организованный партией "Единая Россия", администрацией г.о. Самара и Правительства Самарской области, пройдёт 7 ноября на обновлённой площади Куйбышева.

В годы Великой Отечественной войны в нашей стране были три ведущих руководителя Вооружённых Сил. Безусловно, первым по рангу среди военачальников Страны Советов являлся председатель Государственного Комитета обороны и Ставки Верховного Главнокомандования, народный комиссар обороны СССР Иосиф Сталин. С мая 1943 года до конца войны у наркома обороны было два заместителя – Георгий Жуков и Александр Василевский. Оба являлись ближайшими помощниками будущего генералиссимуса, и он представлял их к самым высоким отличиям и наградам.

При этом только Василевский, Жуков и Сталин из всех 11 кавалеров этого самого высокого полководческого ордена были последовательно отмечены этой наградой дважды. Сталин и Жуков в Самаре не жили. А Василевский жил и служил. Но из-за своей выдающейся скромности этот великий стратег великой войны остался, чуть ли не самым малоизвестным из всех наших маршалов. Хотя обеспечил победы Красной Армии в решающих битвах.

Сталин по достоинству оценил Василевского. Верховный Главнокомандующий назначил лучшего ученика маршала Шапошникова его первым заместителем. А в конце июня 1942 года по настоянию Сталина Василевский принял у потерявшего здоровье учителя должность руководителя «мозга армии». Как представитель Ставки ВГК он в труднейших условиях лета 1942 года воссоздал за счёт резервных армий разгромленные фронты на юге страны и организовал активную оборону Сталинграда. И многие другие операции

Во времена Брежнева и Суслова Георгий Жуков в противовес Сталину был назван советской пропагандой «Маршалом Победы». А 20 лет тому - в 1997 году уже оргкомитет Года памяти маршала Василевского официально признал Александра Михайловича единственным советским полководцем, который не проиграл ни одного сражения, все порученные ему операции довёл до победного завершения и заслужил народное звание «Маршала Победы».

Самара в судьбе великого стратега

Александр Михайлович жил и служил на самарской земле дважды. Впервые попал сюда в далеком 1921 году: с апреля по август он в должности врио командира 424-го стрелкового полка по приказу Реввоенсовета Республики занимался ликвидацией бандформирований на территории Самарской губернии. А с 20 декабря 1934-го по 11 ноября 1936 года служил начальником отдела в штабе Приволжского военного округа. Какую же роль сыграли наш город и относительно недолгая служба в нём в жизни будущего маршала?

Из Москвы в Самару Василевский отправился не по своей воле, а по приказу наркома обороны Клима Ворошилова, который поменял почти руководство штаба ПриВО, чтобы помочь изжить здесь «бумажный» стиль руководства войсками Павла Дыбенко и его подчинённых. Для Василевского это было понижение. В РККА ввели в 1935 году персональные воинские звания. И он вместо «ромбов» комбрига прикрепил на петлицы по три «шпалы» полковника. Их комполка Василевский начал носить в 25-летнем возрасте - ещё во время своей первой службы в Самаре. А с января 1931 года он стал командиром 10-го разряда, относился к высшему начальствующему составу (по-нынешнему – генералитету) и к нему обращались «товарищ комбриг». Но воинское звание комбриг получил лишь в августе 1938 года. 

Но это произошло уже после отъезда полковника Василевского на учёбу в Академию Генштаба. Именно по итогам службы в Самаре он получил направление в этот главный военный вуз.

А ещё Василевский обрёл в Самаре друга на всю жизнь. Им стал заместитель начальника штаба ПриВО Василий Соколовский. Они работали в тесном контакте и крепко подружились. Соколовский получил в мае 1935 года назначение на должность начальника штаба вновь организованного Уральского военного округа. И приглашал Василевского стать заместителем. Но того не отпустили из Самары. Их военные судьбы пересеклись в Москве, где с февраля 1941-го оба служили в Генштабе. А в послевоенные годы друзья оказались в одном маршальском звании. И Соколовский стал надёжным соратником Василевского, когда тот возглавил военное ведомство, а друг его стал первым замом и начальником Генштаба. 

Летний сад самарца Василевского

В Самаре кроме здания бывшего штаба ПриВО по улице Фрунзе, 165 есть ещё одно место, где Василевский в течение двух лет бывал почти каждый день. Это бывший городской Летний сад. Будущий маршал Победы ходил через него на службу и возвращался в один из домов старшего командного состава по улице Чернореченской, 8.

Сейчас от того Летнего сада в Самаре остался небольшой зелёный островок - безымянный сквер между Губернским рынком и ЦУМом. Бывший глава администрации Железнодорожного района Самары Владимир Цветков, председатель лучшей в России региональной организации ветеранов Вооружённых Сил предложил к 70-летию Победы назвать этот сквер именем полководца Победы маршала Василевского. 

В память о полководце перед штабом ЦВО установлен большой конный памятник, именем маршала названы улица и площадь (сквер) в центре города. Есть остановка «Улица маршала Жукова» для 17 маршрутов городского транспорта. В последнем месте службы в войсках маршала Победы Василевского может быть подобная.

Стены самарской станции метрополитена «Победа» украшают 12 больших изображений ордена «Победа». Как раз по числу граждан Советского Союза, которые им были награждены (маршалу Л.И.Брежневу орден был вручён с нарушением орденского статута и после его кончины указ о награждении был отменён). Ветераны предлагают установить на станции «Победа» памятную доску в честь самарского дважды кавалера ордена «Победа».

Такие памятные доски в честь жителей Самары – Героев нашего Отечества по инициативе регионального отделения партии «Единая Россия» были установлены на улицах и площадях Самары. Это предложение ветеранов поддержали автор проекта станции «Победа» заслуженный архитектор РФ Алексей Герасимов и директор МП «Самарский метрополитен» Владимир Шамин.

Александр Бузулукский, 27.10.2017, 19:13
Тэги: Искусство, Истории самарцев, Разрушители мифов
Нашли ошибку? Выделите фразу и нажмите Ctrl+Enter

Узнай больше! Вступай в группу нашего города:

Комментарии

Горожанин27 октября 2017, 20:32
Великая история, Великая победа! Но причем здесь "Единая Россия"?
Лучший комментарий
Согласны с автором?
У27 октября 2017, 21:03
Не пропускайте бл.ть слова слова в тексте. Это борщ
Согласны с автором?
свой27 октября 2017, 21:30
В ответ на комментарий пользователя
Великая история, Великая победа! Но причем здесь "Единая Россия"?
А при том , что у Василевского, честь ему и хвала, с вримэром Василенко, к сожалению, общий корень.
Согласны с автором?
Горожанин27 октября 2017, 21:32
В ответ на комментарий пользователя
Не пропускайте бл.ть слова слова в тексте. Это борщ
они жрут щщииии....
Согласны с автором?
ШНУБЛИК27 октября 2017, 22:00
Великие полководцы не гнобят миллионы своих солдат в бессмысленных атакахB-|
Согласны с автором?
Горожанин27 октября 2017, 23:05
Кутузов, в свое время не стал жертвовать людьми и сдал Москву и в итоге победил. А эти тоже победили но людей жгли как спички.
Согласны с автором?
Горожанин27 октября 2017, 23:37
В ответ на комментарий пользователя
Кутузов, в свое время не стал жертвовать людьми и сдал Москву и в итоге победил. А эти тоже победили но людей жгли как спички.
ты тоже мог и не родиться
Согласны с автором?
Горожанин28 октября 2017, 01:13
В ответ на комментарий пользователя
Великие полководцы не гнобят миллионы своих солдат в бессмысленных атакахB-|
Тебе жалко фашистов?
Согласны с автором?
Горожанин28 октября 2017, 01:15
В ответ на комментарий пользователя
Великие полководцы не гнобят миллионы своих солдат в бессмысленных атакахB-|
Твой кумир Венедиктов со считал медали своих дедов?
Согласны с автором?
Карагач28 октября 2017, 07:51
В ответ на комментарий пользователя
Кутузов, в свое время не стал жертвовать людьми и сдал Москву и в итоге победил. А эти тоже победили но людей жгли как спички.
Кутузов сберег не людей, а армию. Это, увы, разные категории
Согласны с автором?
Горожанин28 октября 2017, 08:57
В ответ на комментарий пользователя
Кутузов, в свое время не стал жертвовать людьми и сдал Москву и в итоге победил. А эти тоже победили но людей жгли как спички.
Погань.
Согласны с автором?
Горожанин28 октября 2017, 09:57
В ответ на комментарий пользователя
Кутузов сберег не людей, а армию. Это, увы, разные категории
одни и теже
Согласны с автором?
Горожанин28 октября 2017, 10:03
В ответ на комментарий пользователя
Кутузов сберег не людей, а армию. Это, увы, разные категории
Я имел ввиду людей военных. Слушал одного спеца, который читал воспоминания немецких солдат о второй мировой, это капец наших солдат бросали в атаку в чистое пристрелянное поле.
Согласны с автором?
Карагач28 октября 2017, 10:14
В ответ на комментарий пользователя
Я имел ввиду людей военных. Слушал одного спеца, который читал воспоминания немецких солдат о второй мировой, это капец наших солдат бросали в атаку в чистое пристрелянное поле.
Да кто же спорит. Я не это имел в виду.
Стратег, полководец, что в военное время, что в мирное, без разницы, не имеет права думать о людях, пускай это и звучит дико. "Безвозвратные потери в личном составе" так по моему именуют погибших солдат.
Во всех армиях всеми военноначальнками применялся отвлекающий маневр, когда небольшое подразделение посылалось на заведуемую гибель ради победы в сражении.
Согласны с автором?
Карагач28 октября 2017, 10:23
В ответ на комментарий пользователя
Да кто же спорит. Я не это имел в виду.
Стратег, полководец, что в военное время, что в мирное, без разницы, не имеет права думать о людях, пускай это и звучит дико. "Безвозвратные потери в личном составе" так по моему именуют погибших солдат.
Во всех армиях всеми военноначальнками применялся отвлекающий маневр, когда небольшое подразделение посылалось на заведуемую гибель ради победы в сражении.
А то что Война до 43 года велась абсолютно бездарно я полностью согласен, да и потом тоже. Мой дед с 42 по 45 был на фронте, он не праздновал день победы. И к наградам относился своебразно. На орденнской подушке, когда хоронили были только ордена, потому что из медалей он блесны наделал. Вот такие дела. Предупреждаю комменты типа "значит так воевал". У него было одно тяжелое и 4 легких ранения.
Согласны с автором?
Горожанин28 октября 2017, 10:29
В ответ на комментарий пользователя
Великие полководцы не гнобят миллионы своих солдат в бессмысленных атакахB-|
подохни падаль
Согласны с автором?
Горожанин28 октября 2017, 10:29
В ответ на комментарий пользователя
бан
Согласны с автором?
Горожанин28 октября 2017, 11:37
В ответ на комментарий пользователя
А то что Война до 43 года велась абсолютно бездарно я полностью согласен, да и потом тоже. Мой дед с 42 по 45 был на фронте, он не праздновал день победы. И к наградам относился своебразно. На орденнской подушке, когда хоронили были только ордена, потому что из медалей он блесны наделал. Вот такие дела. Предупреждаю комменты типа "значит так воевал". У него было одно тяжелое и 4 легких ранения.
А кто решил,что до 43-го война велась бездарно? А если бы начали наступление в 41-ом,то значит война велась правильно? По каким признакам определяется бездарность? А если немцы хотели закончить войну за несколько месяцев,но не смогли это сделать,то это из-за нашей бездарности?
Как-то пох на твоего деда и тебя,значит эта Победа не ваша. Можешь посыпать голову пеплом.
Согласны с автором?
Карагач28 октября 2017, 12:22
В ответ на комментарий пользователя
А кто решил,что до 43-го война велась бездарно? А если бы начали наступление в 41-ом,то значит война велась правильно? По каким признакам определяется бездарность? А если немцы хотели закончить войну за несколько месяцев,но не смогли это сделать,то это из-за нашей бездарности?
Как-то пох на твоего деда и тебя,значит эта Победа не ваша. Можешь посыпать голову пеплом.
На одного погибшего фашиста приходилось три погибших наших солдат, это в среднем. Если это не критерий бездарности, то значит вы правы.
Советую сменить тон. Грубость и резкость не сделает вас более взрослым.
Согласны с автором?
Солдат28 октября 2017, 13:32
В чём Великость этого Полководца?????????????????????????????
Согласны с автором?
Горожанин28 октября 2017, 13:39
В ответ на комментарий пользователя
На одного погибшего фашиста приходилось три погибших наших солдат, это в среднем. Если это не критерий бездарности, то значит вы правы.
Советую сменить тон. Грубость и резкость не сделает вас более взрослым.
Это откуда такая статистика?
Идиот,если потери армии в 2 раза больше, чем у противника, то для победы в войне ее численность должна быть как минимум в 2,6 раза больше численности противостоящей армии. С темой хоть немного ознакомься,прежде чем тупость писать.
Согласны с автором?
вЫтиран28 октября 2017, 13:56
..Владимир Цветков, председатель Лучшей в России региональной организации ветеранов.... Огласите весь список пожалуйста
Согласны с автором?
Горожанин28 октября 2017, 14:00
В ответ на комментарий пользователя
В чём Великость этого Полководца?????????????????????????????
В чём Великость тебя?
Согласны с автором?
вЫтиран28 октября 2017, 14:12
В ответ на комментарий пользователя
В чём Великость тебя?
Значит ты виликий пакаВодец
Согласны с автором?
Горожанин28 октября 2017, 14:31
В ответ на комментарий пользователя
На одного погибшего фашиста приходилось три погибших наших солдат, это в среднем. Если это не критерий бездарности, то значит вы правы.
Советую сменить тон. Грубость и резкость не сделает вас более взрослым.
Вы приводите данные о потерях советских солдат к немцам как 3-1, но вы не учитываете потери итальянцев, венгров, румын и т д . Если это вы делаете умышленно, то с вами говорить бессмысленно. Если пользуетесь одним источником, то прочтите и это http://alexandr-palkin.livejournal.com/5061659.html Вот выдержка из этого исследования:,, Кстати о пленных, которых из наших погибло в фашистском плену более 2 млн. 500 тысяч, а вот немцев в нашем плену в 5 раз меньше всего 580 тысяч. А ведь как с той так и с другой стороны в плен попало примерно равное количество военнопленных: наших - 4 млн. 559 тысяч, а немцев к нам - 4 млн. 376,3 тысячи. Вот вам ещё данные по национальному составу военнопленных в СССР:Национальный состав военнопленных в СССР в период с 22.06.41.по 2.09.45 гг.
Немцы - 2389560, японцы - 639635, венгры - 513767, румыны - 187370, австрийцы - 156682, чехословаки - 69977, поляки - 60280, итальянцы - 48957, французы - 23136, югославы - 21822, молдаване - 14129, китайцы - 12928, евреи - 10173, корейцы - 7785, голландцы - 4729, монголы - 3608, финны - 2377, бельгийцы - 2010, люксембуржцы - 1652, датчане - 457, испанцы - 452, цыгане - 383, норвежцы - 101, шведы - 72." Оцените, с нами воевал весь мир и наши деды его победили!
Согласны с автором?
Горожанин28 октября 2017, 14:39
В ответ на комментарий пользователя
На одного погибшего фашиста приходилось три погибших наших солдат, это в среднем. Если это не критерий бездарности, то значит вы правы.
Советую сменить тон. Грубость и резкость не сделает вас более взрослым.
За период с 1.09.39 г. по 9.05.1945 г. вооружённые силы Германии потеряли, по неполным данным,13,448 млн или 75,1% от общего числа мобилизованных, и 46,0% всего мужского населения Германии(на 1939 г.), включая Австрию. При это на Советско-Германском фронте (с 22.06.41-9.05.45 гг.) её безвозвратные потери составили 8 млн 876,3 тысяч военнослужащих, а вместе с союзниками- 10 млн. 344,5 тысяч человек. Людские потери Красной Армии (учтённые в оперативном порядке по ежемесячным докладам из войск) в ВОВ составили - 11 млн. 444,1 тысяч(списочного состава), а вместе с потерями наших союзников(76,1 тысяч)они равны 11 млн. 520,2 тысяч человек.
Следовательно соотношение между немецкими и советскими безвозвратными потерями составляет 1 к 1,1.
Согласны с автором?
Штирлиц29 октября 2017, 08:42
диды ваевали
Согласны с автором?
Штирлиц29 октября 2017, 08:43
ПалкаВодец
Согласны с автором?
Штирлиц29 октября 2017, 08:45
В ответ на комментарий пользователя
Тебе жалко фашистов?
диды ваевали
Согласны с автором?

Добавить комментарий

Внимание! Правилами сайта запрещается использовать мат и высказываться оскорбительно по отношению к другим людям

или авторизуйтесь

Внимание! Регистрируясь и совершая любые действия на сайте, вы автоматически соглашаетесь с Пользовательским соглашением. Если вы не согласны с Cоглашением или с отдельными его пунктами, пожалуйста, покиньте сайт.
Социальные сети не передают нам ваши логин и пароль, мы получаем только имя и аватар пользователя.
  Допускаются теги <b>, <i>, <u>, <p> и ссылки http://youtube.com/watch?v=VIDEO
Прикрепите фотографии (jpg, gif и png)
Внимание! Совершая любые действия на сайте, вы принимаете условия «Cоглашения»
Редакция портала ProGorodSamara.ru
Самара, Московское шоссе , д4, стр15 оф 705,
8 (846) 374-54-90
progorodsamara@progorodsamara.ru
Размещение рекламы в газете «Pro Город»
8 (846) 374-54-90
Отдел службы распространения:
+7 987 156 00 63
Размещение рекламы на сайте
+7 917 013 00 63
nikita.g@progorodsamara.ru
Смотреть прайс-лист

При использовании материалов новостного портала progorodsamara.ru гиперссылка на ресурс обязательна, в противном случае будут применены нормы законодательства РФ об авторских и смежных правах.Редакция портала не несет ответственности за комментарии и материалы пользователей, размещенные на сайте progorodsamara.ru и его субдоменах.

Наименование: сетевое издание PROGORODSAMARA (ПРОГОРОДСАМАРА) Учредитель: ООО «Город Самара». Главный редактор: Мишкин Константин Иванович (progorodsamara@progorodsamara.ru, 8 (846) 374-54-90). Адрес редакции: 443013, Самарская обл., г. Самара, Московское ш., д. 4, стр. 15. Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 65325 от 12 апреля 2016г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Возрастная категория сайта 16+
Городской портал Самары — ProGorodSamara.ru © 2009-2014
Портал работает по технологии «ProSmi» © 2012-2014
U-media Рейтинг@Mail.ru