Учитель года Самарской области: «Преподавая информатику, ты всегда будешь в тренде»

В Самарской области прошел конкурс на лучшего учителя года. Победителем стала учитель информатики образовательного центра «Южный город» Екатерина Балькина. Она будет представлять Самарскую область на Всероссийском конкурсе «Учитель года России» в Санкт-Петербурге. Но перед поездкой она пообщалась с ProGorodSamara.ru о трендах в обучении детей, метопредментых уроках и искусственном интеллекте, который может изменить систему образования.


Почему вы решили стать учителем?

- Если честно, я никогда не думала, что стану учителем. Ни один мой родственник не работал в сфере образования. Я вообще выступала в детском клубе и пела там песни. Мне нравилось готовиться к выступлениям, которые длились буквально несколько минут и то, что я дарю радость людям.

А когда пришло время поступать, были варианты идти в институт путей и сообщений, в технический университет или в музыкальное училище. Но я почему-то решила, что хочу быть значимым человеком для других, и поняла, что профессия учителя даст мне реализовать свои потребности. Так я и поступила в педагогический университет.

Позже, на 2 курсе, я проходила практику по специальности «Математика» и чуть позже по информатике. Тут мне и показалось, что информатика намного интереснее. Ведь это самая молодая наука, которая динамично развивается. Поэтому, преподавая информатику, можно сказать, что ты всегда молод, ты всегда в тренде. А все из-за того, что ты всегда пользуешься теми гаджетами, на развитие которых работает информатика.

Как вы победили в этом конкурсе на учителя года?

- У меня уже была первая попытка участия в конкурсе в 2013 году. Но, видимо, тогда не было того опыта, который есть сейчас, и не было той мудрости, которая пришла сейчас. Кроме того, не было коллег вокруг, которые поддерживают мои идеи, признают мою профессиональную деятельность и помогают мне в становлении стать учителем.

Попытка в 2018 году завершилась для меня успехом, что стало для меня профессиональным подарком.

Вообще, победа мне досталась нелегко: соперники на каждом этапе были сильные, и их заслуги и достижения не менее значимы, чем мои. Просто в этом конкурсе нужно показывать себя не только как учителя, но и как человека со всех сторон, как ты справляешься с трудностями.

Например, у меня на уроке на зональном этапе (Прим. редакции - этапы конкурса: территориальный — Поволжский округ, зональный — несколько территориальных управлений и региональный этап) у меня сломался ноутбук, и все, что было связано с визуализацией, не воспроизвелось. Вследствие чего конкурсное испытание дало мне показать членам жюри, что учитель может справиться с любым заданием, используя при этом только мел, доску и свои вербальные способности.


Чем отличается современное преподавание информатики от методик советских времен?

- Нынешняя методика образования немного возвращается к советскому времени. Не в плане технологий, конечно, а в плане содержания предметного. Когда был расцвет программного обеспечения, в том числе Microsoft Office, все учителя информатики переключились на то, как пользоваться Word, Excel и PowerPoint. Тогда не было этих программ, и всем было интересно, все стали этим увлекаться. Появилось много лабораторных работ под разное программное обеспечение.

Сейчас программ огромное количество, и в целом они работают по одному принципу, дети уже с этим знакомы. Поэтому сейчас, как и в советские времена, упор делается на алгоритмику, программирование, теоретические знания и математические основы, то есть больше на фундаментальные знания.

Главное отличие от прошлого и настоящего только в том, что добавляются новые информационные технологии. Но это наша жизнь, мы не можем ее игнорировать, нам нужно ее использовать. Сейчас информации стало в разы больше, и мы не можем ее дать детям, не используя, в том числе, возможности интернета.

Где ученики добывают чаще всего знания по вашему предмету? В учебниках, интернете или из других источников?

- Учебники сейчас меняются, но не успевают за тем, что происходит в развитии вычислительной техники машин. Но фундаментальные знания не изменились, поэтому учебники являются инструментом, необходимым при обучении, та информация, которая в учебнике, - достоверна. А то, что размещают в интернете, - нужно еще не раз перепроверить.

Несмотря на то, что учебники необходимы, мы используем интернет-статьи, интернет-издания, онлайн-учебники и интерактивные площадки для изучения предметов. Их нужно использовать в образовании, потому что они делают процесс обучения более интересным и мультимедийным. Поэтому сочетание всех этих ресурсов дает путь к эффективному обучению любого предмета, не только информатики.

Ваша профессия связана с интернетом, общаетесь ли вы с учениками в соцсетях или, может, ведете вебинары для каких-то детей, которые не могут присутствовать на уроках?

- У меня есть практика преподавания с помощью гугл-класса. Там мы с ребятами используем облачные технологии, где общаемся внутри системы с помощью чатов, и они могут размещать там свои продукты. У нас есть папка и общие документы, над которыми мы работаем все вместе. Как учитель информатики, я использую только эту платформу для общения.

Социальных сетей сейчас много, и дети пишут, спрашивают, но иногда в этом потоке информации может что-то затеряться. А гугл-класс - это такое место, где мы аккумулируем все наши результаты работы.

То, что касается дистанционного общения, у меня был опыт общения и преподавания по скайпу, а также когда готовила детей к экзаменам ОГ, но в этой школе такого не требовалось. У меня все детки - старшеклассники и на уроки ходят.

В планах на будущее у меня - записывать в видеоформате свои уроки и выкладывать их на платформу «Российская электронная школа». Там все они проходят экспертизу, что тоже важно, потому что преподавание дистанционно и преподавание на камеру — это уже другая методика и ей на самом деле нужно учиться, а курсов, как это делать, нет.

Нужно ли детей с младших классов распределять на направления, где лучше проявляются их способности?

- С начальной школы еще рановато так распределять, потому что ребенок еще не понял, какой мир его вокруг окружает, какой ему интересен предмет. Для младшей школы такой путь не совсем правильный, на мой взгляд.

Но мы выбрали другой - погружение в отдельную из областей. Для этого у нас есть научное сообщество - Малая академия наук. Здесь ребята с 3 по 10 класс занимаются. Например, в первом полугодии была такая карусель интересных занятий.

Здесь школьники познакомились с предметами разных факультетов: естественные, гуманитарные и точные науки. И таким образом они посмотрели на те предметы, которые их ожидают в основной школе. Там у них и физика, и химия, и биология.

Сейчас во втором полугодии они выбирают с руководителями проектов академии то направление, которое им наиболее интересно. Таким образом мы погружаем ребенка в ту предметную область, которая вызвала у него интерес.

Школьное образование — это продукт, который можно монетизировать или все же самое важное — это его социальная роль?

- Мы в таком времени живем, что вокруг нас на всех устройствах микропроцессоры и хороший интернет. Вещи скоро начнут общаться между собой вообще без участия человека: открывать двери, закрывать, поддерживать температуру в доме — как система Умный дом.

Следом за этим смотрим, как развивается искусственный интеллект. Он может уже развиваться сам по себе и будет не подвластен алгоритму человека. Можно говорить, что в образование искусственный интеллект тоже придет. Уже сейчас дети пользуются голосовыми помощниками, хоть и подтрунивают над ними, потому что получают несовсем адекватные ответы. Но буквально через год будет другая система и там уже будет не до смеха. Тогда монетизация образования отведется как раз искусственному интеллекту и массовым онлайн-курсам.


Зачем тогда нужен будет учитель?

- Он нужен для того, чтобы давать ребенку обратный ответ, учить мыслить и эмоционально поддерживать ребенка. Ведь эмоционального интеллекта в роботе не будет в ближайшее время.

Как вы относитесь к ЕГЭ, и можно ли сказать, что там больше натаскивают детей, нежели чему-то обучают?

- В целом к ЕГЭ я отношусь положительно. Потому что это независимая и для всех одинаковая оценка твоих предметных знаний. Также важно, что проверяет задания не человек, который предмет вел, и не тот преподаватель, который будет вести предмет в институте.

Сейчас ЕГЭ изменяется и его содержательная часть тоже — вводятся письменные работы и устная часть. Это как раз уводит нас от понятия натаскивания, потому что здесь можно увидеть, как ребенок мыслит, и неважно, что устная часть записывается и отправляется на проверку. Все равно ты слышишь живой голос, темп речи и начинаешь по-другому оценивать ребенка.

Возможно, когда-то к ЕГЭ был синоним - натаскивание, но сейчас тенденция переходит к тому, что мы не натаскиваем, а учим ребенка мыслить, чтобы он это ЕГЭ сдал. Оно меняется сейчас только в лучшую сторону.

Да, это тяжело для ребенка, и он испытывает стресс. Но кто сказал, что стресс — это плохо. Он как раз вытаскивает из твоих недр те навыки, которых ты никогда не подозревал. Он закаляет твой характер и закаляет на будущую жизнь.

Отличаются ли дети нынешнего поколения от детей во времена, когда вы были ребенком?

- Отличаются, конечно. Сейчас у нас поколение Z. На мой взгляд, они более мобильны и у них больше запрос к обучению. Их не приходится воспитывать, на уроках в большинстве случаев порядок и тишина. Нынешние дети как губка потребляют знания.

Еще заметно, что дети сейчас раньше взрослеют и уже к 9 классу в отличие от нашего поколения знают, что от этой жизни хотят. Это все благодаря тому, что образовательное пространство стало открытым, сейчас они могут участвовать во всяких всероссийских конкурсах, перешагнув школу и учителя без его помощи.

Ты свободен в своей траектории образования. Они сейчас видят тренды в культуре, науке, искусстве и технике и делают на них ставки. Поэтому в школах и вводят индивидуальное обучение и профильные классы. Это запрос от поколения Z, с которым мы работаем.

От учителя это требует большего мастерства. Учитель должен быть ориентирован во всех предметных областях. Сейчас у нас проходят метопредметные уроки: информатика-биология, информатика-физика. Эти уроки проходят совместно, это совместная деятельность двух учителей. А нужны подобные уроки, чтобы понимать, как знания в разных областях помогут решить ребенку проблему.