Чемпион мира по 3D-граффити рассказал о своём видении дружбы власти и уличного искусства

Совсем недавно в Москве прошёл чемпионат мира по 3D-граффити, в котором приняли участие художники из нескольких стран мира от Бразилии до России. Туда отправился и наш соотечественник Роман Михеев, чьи работы мы можем наблюдать на улицах Самары. Он вернулся с конкурса с победой в зрительском голосовании. Мы встретились с Романом и узнали у него подробности прошедшего чемпионата, а также поговорили о восприятии уличного искусства.

1.Как давно ты занимаешься граффити?

- В первый раз я взял аэрозольный баллончик в руки в 98-году. Тогда-то и началось моё увлечение этим видом искусства. Потом был долгий путь от рисунков на стенах до больших полотен и выставок, чемпионатов и даже работ по правительственным заказам. Кроме этого, я преподавал в нескольких школах-граффити. К примеру, 6 лет я учил ребят рисовать в клубе «Спектр».

2. Как в Самаре обстоят дела с граффити-культурой?

- Появляются новые художники, но они в основном работают в студиях, а улицы портят те, кто умеет мало. Мастодонтов, кто ещё реально качественно красит, немного, и все они из давних времён: я, команды «ВГА», «ЧЖНС» и Арт Абстрактов. Вот, собственно, и все, кто остался на плаву в среде граффити в нашем городе. Поэтому ситуация с граффити в Самаре оставляет желать лучшего.

3. Расскажи немного о чемпионате, в котором ты участвовал?

- Это был чемпионат по созданию 3D-граффити на Москве-реке. Мы на 2-х теплоходах шли через весь город и постоянно рисовали. Полотна менялись, а готовые сразу же выставлялись на обозрение гостей и жюри. Второй теплоход был наполнен вип-персонами и другими гостями: музыкантами, ведущими, дизайнерами и художниками. Был даже Никас Сафронов, а еще поговаривают, что приехал сам Бэнкси, но этому я не верю.

4. Как оценивался чемпионат?

- Отрисованные работы выставлялись там же, жюри и зрители их оценивали и голосовали. Я как раз и выиграл в зрительском голосовании и считаю, что это самый честный приз. Люди голосовали в социальных сетях, а это народное признание, что самое главное в творчестве, по моему мнению.

5. Легко ли совмещаются открытые чемпионаты и граффити как искусство протеста?

- Это зависит от конкретного места. Во всём мире уже давно граффити и стрит-арт перестали быть протестными движениями, они давно перешли в разряд самостоятельного вида искусства. Москва и Питер от этого не отстают.

6. Легко ли быть граффити-художником в 2018 году?

- Границы уже давно стёрлись. Неважно стрит-арт, инсталяции, граффити-бомбинг или большие полотна на фасадах домов. Все, кто это делает — художники. Вопрос просто в понимании общества. К примеру, только сейчас, в преддверии чемпионата мира, в Самару пришла мода расписывать фасады портретами знаменитых жителей. Горожане это принимают и не возмущаются, но как только они увидят качественно расписанную стену, но не имеющую социальной направленности, работу сразу клеймят как вандализм. В таких городах как Москва, Санкт-Петербург или Екатеринбург уже давным давно граффити воспринимается как нормальное явление.

7. Как же изменить восприятие самарцев?

- Чтобы повернуть понимание горожан в нужное русло, нужно воспитывать и созерцателей, и художников. Потихоньку, маленькими шажками, показывать самарцам, что уличная культура — это красиво. Художникам же нужно понять, что рисунки должны гармонировать с обликом города, в этом всё дело. Работы смотрятся намного лучше, когда сделаны профессионально и вписаны в городскую среду. Тогда и восприниматься они будут совсем по-другому.

8. А как такое можно провернуть?

- В этой истории должна свою роль сыграть власть. Нам нужны площадки и открытое поле для творчества. Вот если бы мне дали большой фасад, я бы разработал эскиз и расписал стену настоящим граффити, не заказными рисунками, а чем-то большим, тем, что дополняло бы эту стену и этот город. Я считаю, что искусство и власть должны сотрудничать, только тогда художники смогут показать и рассказать миру свою историю. Сейчас для этого самое время.

9. Получается сейчас наладить контакт?

- Сложно-сложно. Администрация и власти понимают важность, но во всей этой истории есть один большой минус — это страх. Художникам дают место, дают возможность рисовать, но не дают нужной свободы, потому что боятся. Боятся того, что народ просто не поймёт открытого искусства и начнут их осуждать.

10. Часто художники сами порождают негативное отношение к себе, что с этим делать?

- Естественно, дело не только в публике. Художников тоже надо образовывать. Нужно доносить до новичков, что время, когда ты забежал в метро, написал что-то тег-маркером и убежал, прошло. Во всём мире искусство граффити и стрит-арта давно перешло в галереи и переросло улицу как таковую. И народ созерцает это как высокое искусство, а некоторые даже тратят на него большие деньги.