Блокировка карты: кто виноват и что делать?

Банковские карты прочно вошли в нашу жизнь, почти вытеснив из повседневного оборота наличные деньги. С «пластиком» надежнее, быстрее и удобнее оплачивать счета и совершать покупки. Мы пользуемся картами ежедневно, не задумываясь о том, что на наши средства может претендовать кто-то еще. Как от этого защититься?

В целях безопасности

Финансовая защищенность клиентов и сохранность их средств для банков имеют приоритетное значение, и процедура приостановки сомнительных операций с банковскими картами в большинстве кредитных организаций применяется достаточно давно. В такой ситуации сотрудники банка связываются с клиентом, чтобы уточнить обстоятельства списания средств и удостовериться в законности транзакции. Осенью по решению Госдумы и президента РФ все банки будут делать это в обязательном порядке.

– По инициативе Банка России работа по противодействию кибермошенникам, в том числе с помощью приостановки подозрительных транзакций, стала обязательной для банков именно потому, что этот механизм уже показал свою эффективность, – рассказал Udm-info и. о. директора департамента информационной безопасности Банка России Артем Сычев.

В большинстве банков существуют системы мониторинга операций по карточным счетам. Их сопоставляют с алгоритмами мошеннических операций и при совпадении – блокируют. Современное законодательство в этой сфере нацелено на совершенствование этой процедуры. Оно обязывает банки аннулировать подозрительные транзакции и незамедлительно сообщать об этом не только клиенту, но и регулятору.

Банк России в свою очередь должен сформулировать критерии операций, которые носят признаки мошенничества, и оповещать о каждом таком факте все кредитные организации.

По словам Артема Сычева, банки смогут и сами дорабатывать критерии, исходя, например, из моделей платежного поведения своих клиентов. Кроме того, банки должны будут сообщать в ЦБ РФ об экономических параметрах хакерских атак: на какую сумму покушались злоумышленники, сколько удалось похитить, сколько – сохранить и главное – какую сумму в итоге вернули клиенту.

– Это поможет Центробанку контролировать, насколько добросовестно банки исполняют 9-ю статью Федерального закона «О национальной платежной системе». Эта статья обязывает кредитные организации возвращать клиентам украденные с их счетов не по их вине деньги, – добавил Артем Сычев.

По статистике, в 2017 году было совершено более трехсот тысяч попыток краж с пластиковых карт. В ряде случаев злоумышленникам это удавалось. Совокупный ущерб российских владельцев банковских карт составил почти миллиард рублей.

Причины блокировки

Законодатель обязывает банк в кратчайшие сроки связаться с вами при малейшем подозрении, что перевод или оплату с карты совершили не вы. Ваш счет при этом будет «заморожен» и карта заблокирована до тех пор, пока банк не убедится в легитимности операции. Для разблокировки карты при этом не потребуется личного визита в отделение банка и других сложных процедур или проверок. В большинстве банков достаточно подтвердить по телефону, что именно вы совершили транзакцию, назвав кодовое слово и личные данные (дату рождения, адрес прописки и т. д.). Во избежание неприятностей эксперты советуют всегда оставаться на связи, особенно во время поездок в другие страны, ведь в такую ситуацию чаще всего попадают как раз путешественники.

– В прошлом месяце я был во Франции. Пообедав в ресторане, сел в машину и, спустя некоторое время, получил вызов с неизвестного московского номера. Поскольку был за рулем, отвечать не стал. Через несколько минут приходит СМС: «Ваша карта заблокирована». Дозвониться по номеру клиентской поддержки банка смог не сразу. В результате разблокировка карты стоила мне порядка 80 евро – за разговоры в роуминге, – рассказывает свою историю Владимир из Самары.

Чтобы уменьшить риск приостановки транзакции во время выезда за рубеж, и. о. директора департамента информационной безопасности Банка России рекомендует перед поездкой предупреждать свой банк о том, что в ближайшие дни вы будете совершать покупки за границей.

– Банк имеет право приостановить транзакцию и блокировать карту на срок не более двух рабочих дней. Если за это время ему не удается связаться с клиентом для подтверждения транзакции, то карта и платеж разблокируются, – рассказывает Артем Сычев.

Насторожить банк может внезапное изменение поведения клиента: всегда скромно расплачивался в Самаре, а тут вдруг устроил аттракцион неслыханной щедрости на Мальдивах. Или рассылает, вопреки обыкновению, крупные переводы на счета других людей или юридических лиц. Подозрения вызовут и транзакции по одной и той же банковской карте в разных городах, регионах или странах с коротким интервалом времени. Все эти ситуации могут указывать на то, что наряду с хозяином пластиковой картой пользуется кто-то еще. Например, мошенники, которым удалось сделать копию карты или завладеть ПИН-кодом.

Обналичивание больших денежных сумм – тоже сигнал для банка, что карта могла оказаться в руках злоумышленников. Особенно если речь идет о многократном снятии денег в «чужих» банкоматах.

Что делать?

Эксперты советуют в первую очередь быть бдительными и аккуратными при пользовании пластиковыми картами. Собираясь в дальнюю поездку, возьмите с собой не одну, а две-три карты разных банков и платежных систем. Так вы не окажетесь совсем без денег в случае неожиданной блокировки одной из них. Не лишним будет взять с собой и наличные, а также предупредить банк о грядущей поездке.

Специалисты также рекомендуют держать активным SMS-информирование. Эта функция позволяет отслеживать все операции по счету и остаток на карте. Если ею попытается воспользоваться злоумышленник – вы будете в курсе. В ряде банков при помощи SMS-сообщения можно заблокировать карту и даже разблокировать.

Если ваша карта по какой-то причине оказалась заблокированной – первым делом свяжитесь с банком. Если вам срочно нужны деньги – можете перевести их с заблокированной карты на другую или снять наличными. Но для этого нужно явиться в ближайший офис вашего банка.