"Серые пивовары" лишают региональный бюджет миллионов рублей

Соответствующий сегмент экономики как в Самарской области, так и в стране, в целом, это очень тонкая система балансов.

Давайте попробуем разобраться как работает линейка производитель-продавец-контроль.

Итак, легальный производитель варит пиво, высчитывает сумму акциза — сейчас он составляет 21 рубль за литр готовой продукции — и отпускает продавцу. Отпускная цена высчитывается, естественно, с учетом этого самого акциза.

Это в идеале.

Однако, серьезнейшей проблемой становится реализация безакцизного пива. К слову, оно может производится как на частных пивоварнях, так и на крупных предприятиях за пределами региона, и, даже за границей.

Дело в том, что у крупных местных пивоваров контроль за количеством произведенного продукта идет автоматически. А вот малый и средний бизнес сам декларирует количество сваренного пива, и тут реальную цифру отследить фактически невозможно. Соответственно, появляется лазейка для ухода от налога.

Есть ли вред конечному потребителю от безакцизного пива? На первый взгляд, очевидного вреда нет. Но это на первый и очень поверхностный взгляд.

Да, действительно, «серое» пиво — это не продукт, изготовленный с нарушением технологий, а попытка сэкономить на отпускной цене. Результат этой экономии — миллионы рублей, не дополученных региональным бюджетом. Так как «пивной» акциз идет в бюджет Самарской области.

И вот тут уже начинается понимание, что отсутствие денег в региональном госкармане— это в том числе, и непостроенные детские сады, и не сделанные дороги, и отсутствие возможности строительства спортивных площадок и многое, многое другое. При общем объеме прогнозируемых доходов бюджета Самарской области в этом году в 140,4 млрд рублей вряд ли есть необходимость доказывать, что регион не может себе позволить терять миллионы на «экономных» производителях пива.

К слову, потребителям есть о чем задуматься еще. Ведь как только «серый» пивовар начинает экономить, процесс этот становится захватывающим. И следующий этап — сокращение расходов на технологии пивоварения. А вот это уже бьет по вкусовым рецепторам и состоянию здоровья того самого рядового потребителя.

«И кто же это должен контролировать? Я? Или все-таки это обязанность государства?», - может вполне резонно спросить тот самый потребитель.

Ответ на этот вопрос очевиден — в первую очередь государство. Так, в Самарской области контроль за этим рыночным сегментом осуществляет региональное министерство экономического развития и торговли. Именно оно выдает лицензии на розничную продажу алкоголя. А также контролирует деятельность тех, кто эти лицензии получил. МЭРИТ проверяет и розничную продажу.

Но, есть несколько «но». Не секрет, что все проверки предпринимателей могу проводиться только в заявительной форме. У того, кого будут проверять, есть время к этой проверке подготовиться. А схемы, как
удачно пройти проверку, уже отработаны. Например, в магазине стоит «официальное» пиво, а в машине за углом спрятано безакцизное.

Внеплановые проверки тоже существуют. Но они возможны только по обращениям граждан. И тут не сложно предположить, что проверить производителя по такому обращению фактически невозможно — общественника никто на территорию компании не пустит.

Но и здесь определенные позитивные подвижки есть. Благодаря усилению доверия к соцсетям, любой гражданин, по его мнению купивший пиво, не соответствующее ожиданиям, может обратиться с жалобой напрямую к руководству региона. Все эти обращения обрабатываются. И если выясняется, что обращение - не банальные происки конкурентов, начинается административное расследование.

Наказания при выявлении нарушений ограничиваются, как правило, штрафами. Если МЭРИТ выявляет нелегальную продукцию, то изымает ее. Далее документы отправляются в суд или в полицию.

Штрафы следующие: для физических лиц до 50 тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей — до 1,5 млн рублей, для юридических лиц — 3 млн рублей и выше.

Однако, говорить о том, что этих способов для воздействия на рынок «серого» пива достаточно, не правильно.

И в перспективе возможно кардинальное изменение ситуации. Например, сейчас речь идет о создании реестра пивоваров. А это еще один потенциальный механизм контроля.

Есть и еще одно предложение — заставить производителей клеить акцизные марки на всю произведенную продукцию. Но это предложение кажется действенным только на первый взгляд. Дело в том, что речь не
идет о уменьшении пивоваренного рынка, речь идет только о рычагах, подталкивающих производителей максимально ответственно относится к вопросам налогообложения. А вот необходимость «выкидывать» деньги
на производство марок, может привести для начала, к удорожанию конечного продукта. И, как следствие, привести к закрытию целого ряда малых и средних пивоваренных компаний.

Справка

По разным оценкам себестоимость литра пива до налогов в зависимости от мощности предприятия колеблется от 30 до 50 рублей. После уплаты - вырастает до 50-60 рублей за литр.