Самарский каллиграф Роман Далука: «Все художники – лентяи, а кто не лентяй – тот врет»

В последние дни в России и в мире, благодаря усилиям художника Покраса Лампаса, набирает силу художественное направление в творчестве - каллиграфия. Наш корреспондент встертился с самарским каллиграфом и расспросил его о всех деталях его работы.

Почему вы занялись каллиграфией и где обучались?

- Преимущественно, граффити – это шрифты. Реже – это бывают какие-то конкретные изображения. Я рисовал граффити, когда учился в средней школе. Потом перестал и исполнял только обыденные академические вещи. Вскоре заметил, что каллиграфия становится довольно популярным направлением и подумал: «А ведь я был неплох в этом». Погуглил быстренько, где этому учат, и нашел курсы в Самаре. Прошел базовый курс, затем углубленный. Наверное, и дальше бы учился, но группа расформировалась. Потом я собрал первую выставку и начал набирать обороты. Вскоре знакомый из Литературного музея пригласил меня преподавать. Попробовал, и мне понравилось.

А стоял выбор между каллиграфией и чем-то другим?

- Не считаю каллиграфию ограничивающей деятельностью. Я не просто каллиграф, я - художник. Рисую даже графику и живопись, но не продвигаю. С каллиграфией намного проще. Это декоративная штука. Людям не важно, что там написано и изображено. Им интересно, потому что это выглядит стильно и современненько.

То есть этому можно научиться?

- Этому можно научиться. И довольно быстро. Сейчас современный мир к тому и располагает – любой навык можно освоить быстро. Поэтому существует куча всевозможных курсов. Точно так с живописью, рисунком и каллиграфией. Но программа растянутая, потому что многие преподаватели предлагают ученикам просто повторять за ними. И только потом к ним приходит просветление, и они понимают, зачем все это изучали. Людям нужно давать информацию уже с пониманием. Каллиграфия – это то же самое. Если человек хочет – два месяца, и он будет неплох. Пять месяцев, и он уже сможет исполнить любую задачу, которая стоит перед каллиграфом. Но, конечно, если будет серьезно этим заниматься.

Опишите процесс создания росписей?

- Я сначала рисую композиционную сетку. Потому что знаю, как работает взгляд человека. Потом расставляю точки. Сразу же карандашом или на компьютере намечаю центр композиции, раскидываю примерную геометрию и привязываю к ней строчки под письменность. Это основа. Бывает, продумываю фон или попробую новую технику.

Много времени занимает одна работа?

- Все художники – лентяи, а кто не лентяй – тот врет. Поэтому одна и та же работа может быть написана за очень разный промежуток. Все зависит от условий. У меня есть диптих размером один квадратный метр. Я его делал полтора месяца. И есть другая работа в три метра, которая сделана за семь часов примерно. Меня пригласили на фестиваль, дали щит, оплатили материал и сказали: «Рисуй». Мне было так лень, что даже эскиз не готовил. Я знал проверенные методы. Пришёл вечером на фестиваль, начал работу, не успел. А утром за пару часов доделал. Если бы готовил эту работу у себя в мастерской или дома, то ушли бы месяцы. А когда тебе говорят: «Сделай это за мероприятие», то ты быстрее шевелишься.

Какие материалы и инструменты используете?

- Если хочется просто заниматься каллиграфией, то многого не надо. Если хочется делать трушно и качественно, нужно купить перо металлическое плоское. Буквально 100- 200 рублей – и у тебя будет все, чтобы начать заниматься каллиграфией. Обычная бумага, обычная тушь и за работу. Можно поступить еще проще и взять текстовый делитель , у него тоже перо плоское. Можно чем угодно. Люди, которым скучно, берут палочки для еды, подтачивают их и макают в тушь. Очень интересно. Это делают не начинающие, конечно. Для картин используется преимущественно акриловая краска. Можно работать кистями, но это не точный инструмент. Существуют специальные маркеры с краской. Это все крепко и надежно. Для каллиграфии все придумано. Это большой бизнес.

Часто экспериментируете?

- Это постоянно происходит. Рисовать можно чем угодно, было бы желание. Даже деревянными линейками некоторые каллиграфы пишут. Дерево волокнистое, оно вбирает в себя тушь. Выходит широкое и жесткое перо. У меня чаще всего вопрос инженерный. Допустим, полотно большое и надо где-то радиус кинуть. Но таких больших циркулей не бывает. Есть для школьных досок, но это очень не точный инструмент. Я люблю точность. Поэтому приходится колхозить, строить непонятные сооружения. Две металлических трубки перемотать скотчем, болты к ним какие-то прикрутить потом в конце карандаш - и вот у тебя циркуль. Сейчас я просто купил метровую линейку и просверлил дырку в центре.

Приходилось какие-нибудь необычные предметы расписывать?

- Машину. Для каллиграфов вполне обычный предмет. Все авторы, которые плотно занимаются каллиграфией, расписали машину. Это был шикарно отреставрированный москвич на чемпионате по дрифту в Самаре. Сложность в геометрии кузова. Главное – не растеряться.

У каждого каллиграфа свой стиль? Или есть определенные шаблоны?

- Есть. Это же академический навык. Есть базовые шрифты с которых все учатся писать. После - начинаешь другие инструменты затрагивать. Если есть база знаний, то можно начинать делать то, что принято называть своим стилем. Конфигурируй из полученных знаний и получится что-то около того. Успешные на западе каллиграфы не задаются целью создать что-то уникальное, свой стиль. Они делают красиво и точно. Есть в Германии автор, который просто пишет аккуратную готику. Классическую, без каких-либо своих фишек. Просто делает это очень хорошо.

Можете свой стиль описать. Какие чаще всего вы шрифты используете?

-На волне того, что было актуально несколько лет назад, больше внимания уделял готическим шрифтам. Но всю жизнь любил все японское. Что-либо, на чем написано «сделано в Японии», мне можно легко продать. Постепенно стал следить за тем, как дела обстоят с японской каллиграфией. Брал прям куски из японских азбук. С Хираганы, например. И сопоставлял символы с нашей кириллицей.

Случались творческие кризисы?

- Да. Спустя годы я считаю, что это глупости. Но кризисы бывали и отрицать это так же глупо. Был момент, когда я не просто ничего не рисовал, а даже музыку не слушал. Читал, смотрел фильмы и не хотел писать.

Долго это продолжалось?

- Примерно полгода. И я бы не сказал, что на это были какие-то основания: трагедия или разрыв. Ничего. Возможно, от этого и часть проблемы. Настолько все было спокойно и непосредственно, что ничего не хотелось. А возможно, было легкое разочарование. Я тогда только закончил художественную школу и казалось, что ничего не умею. Потом осознал, что это было нежелание начать и пересилить себя.

Уничтожали когда-нибудь свои росписи?

- До определенного момента делал это постоянно. Еще смотря как понимать слово «уничтожать». Полноценные работы уничтожал до двадцати лет. А сейчас у меня есть четкое разграничение: работа и практика. Большая часть каллиграфии на протяжении года у меня делается в стол. Потом можно пересмотреть и обнаружить неплохие идеи. Представлять абсолютно все на обозрение – не качественно. Это не плохо. Многие делают именно так. Каждое утро пишут своим фолловерам «Good morning» красивым, новым шрифтом и скидывать это в Instagram. Это проходняк, но зачем? В плане популярности – это хорошее дело, поэтому я их не осуждаю.

Кто заказывет ваши работы?

- Чаще всего начинающие предприниматели. Реже – состоявшиеся. Допустим, им нужен письменный логотип или роспись в офис. Бывает, какие-то работы делаю, чтобы просто выставку собрать красивую. Я иногда не думаю о их коммерческом успехе. Хотя порой предлагают купить. Но быстро распродавать работы ни в коем случае нельзя. А то потом выставку не из чего будет собрать. А хочется сделать и расширить аудиторию. С десятью или двадцатью работами ничего не выйдет.

И как часто собираете выставки?

- Планирую осенью сделать. Но у меня сейчас та же проблема – нет работ. А хочется, чтобы было красиво и масштабно. В прошлом году была совместная выставка из пяти авторов. Поэтому собрать работы не было проблемой.

В дальнейшем как видите себя в этой деятельности?

- Еще одну группу наберу и буду курсы вести. Потому что мне это нравится. Еще одна цель – провести выставки. Я хочу в определенный момент от гонки вооружений отойти. Поэтому у меня издательство Манги, которые мы с подругой открыли. Ищем авторов по всей стране и публикуем.

Свои картины планируете показывать?

- Раньше планировал. А сейчас не тороплюсь, потому что навык стал намного лучше. Хочу параллельно делать новые, современные и качественные работы. И тогда можно будет показать. Я не собираюсь зацикливаться на каллиграфии. Для меня это штука не самостоятельная. Каллиграфия - инструмент в изобразительном искусстве. Он подчиняется тем же законами и правилам, что и обычный рисунок.