В Самарской области могут перестать сажать за репосты и мемы

Государственная Дума приняла в первом чтении законопроекты о смягчении наказания за нарушение статьи «Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства». Информация об этом появилась в федеральном издании.

В Самарской области и других регионах могут принять послабление и перестанут сажать за репосты и мемы.

В прошлом месяце президент Владимир Путин внес в нижнюю палату парламента пакет проектов, частично декриминализирующих статью об экстремизме.

Изменения, которые были описаны в документах, направлены на гуманизацию уголовного законодательства. Помимо УК, их предлагается внести в кодекс об административных нарушениях.

Если изменения примут, то нельзя будет возбуждать уголовное дело в отношении людей, которые переступили черту закона в первый раз. Однако правоохранителям необходимо будет учитывать условие, что их деяния «не представляют серьезную угрозу для основ конституционного строя и безопасности государства».

Кроме того, если правки будут приняты, уголовная ответственность будет наступать только в случае, если нарушение было совершено более одного раза в год. В настоящее время уголовное дело могут возбудить в отношении любого человека, даже если до этого он ни разу не привлекался за возбуждение вражды даже в административном порядке.

Вокруг данной нормы уголовного кодекса в обществе возникли дискуссии. По статистике генеральной прокуратуры, в России большую часть дел об экстремизме заводят из-за различных публикаций в интернете.

Одно из самых знаменитых — дело барнаульской студентки Марии Мотузиной. Ей грозит до пяти лет в колонии за «сохраненки» в ВК.

В Самаре в прошлом году также состоялось судебное заседание по делу ЛГБТ-активистки Евдокии Романовой, которую за репост в соцсети обвинили в пропаганде гомосексуализма среди несовершеннолетних.

Так, в 2015 и 2016 годах на своей странице в Фейсбуке она сделала репосты ссылок, ведущих на сайт Молодежной коалиции за сексуальные и репродуктивные права и статьи об ЛГБТ-движении — среди них было два текста британской газеты The Guardian о проведении в Ирландии референдума по поводу легализации однополых браков и статья нью-йоркского сайта BuzzFeed о проведении в Санкт-Петербурге выставки о российских ЛГБТ-подростках.

В июле 2017 года на Романову был составлен административный протокол, а 18 октября суд признал ее виновной в пропаганде нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних по части 2 статьи 6.21 КоАП РФ и назначил штраф в 50 тысяч рублей.

Тогда в региональном общественном ЛГБТ-движении «Аверс» пояснили, что Евдокия не согласна с постановлением суда и намерена его обжаловать.

20 сентября 2018 года Верховный суд обратил внимание нижестоящих судов на то, что основанием привлечения лица к ответственности по статье 282 должны служить личность обвиняемого и "иные сведения, указывающие на общественную опасность деяния, мотив его совершения", а не только факт размещения спорного материала.

- Наше законодательство в этой сфере достаточно молодое, оно совершенствуется, в том числе исходя из его правоприменительной практики. Принятие этих поправок — пример для наших зарубежных коллег, у которых действуют более жесткие санкции за неосторожные публикации в социальных сетях, - пояснил председатель Госдумы Вячеслав Володин.

Кстати, 25 сентября вышло постановление пленума Верховного суда РФ. Оно гласит, что теперь суды вправе прекращать расследование дел о лайках и репостах в интернете на ранней стадии. Главное - доказать, что дело возбуждено необоснованно.

Делается это для разгрузки судебной системы, чтобы дела, в которых нет состава преступления, не направлялись в суд. Суть постановления в том, что лицо, в отношении которого оно возбуждено, имеет право на обжалование именно постановления о возбуждении дела. Суды будут проверять, есть ли состав преступления или нет, и если его нет, как нет и прямого умысла на совершение преступления, то дела должны прекращаться.

- Согласно опубликованному постановлению, суд должен будет более тщательно проверять постановления о возбуждении дел данной категории, а конкретно - повод и основания к возбуждению. Исходя из этого следственные органы будут обязаны предоставить материалы в суд, послужившие основанием к возбуждению дела, с ними как раз необходимо ознакомиться, это могут быть задокументированные оперативно-розыскные материалы, показания сотрудников, аудио- или видеозапись и так далее, - говорит адвокат, эксперт по коррупционных делам Екатерина Корнеева.