Наверх

Как зависят друг от друга ключевая ставка и цены в магазинах

Как зависят друг от друга ключевая ставка и цены в магазинах
16+
Сегодня мы попробуем рассмотреть основные вопросы о базовых моментах экономики, которые время от времени возникают у обычных потребителей на основании новостей об уровне инфляции и действий Центробанка по регулированию ключевой ставки

Каждый из нас бывает в магазинах и на себе ощущает рост цен на те или иные товары.
И возникает вопрос о причинах, которые не всегда вяжутся между собой. Например, скачки цен на нефть и автомобильное топливо порой не коррелируются друг с другом. А зарплаты у многих так и вовсе не поспевают за рынком. И какова роль Центрального банка России в этом процессе? Также попытаемся разобраться, какое отношение к ценам в магазинах имеют кредитные ставки, и многом другом.

1. Итак, в чем проблема заморозки цен?

Во времена СССР цены регулировались государством. И у некоторых возникает мысль, почему бы современному правительству в определенных условиях не применить такой инструмент с помощью законодательных инициатив.

Однако такая мера чревата целым рядом последствий, о которых могут пожалеть, прежде всего, сами граждане. Давайте вспомним, что в том же Советском Союзе в условиях кризиса попытки сдержать цены привели к полному опустению прилавков и возникновению огромных очередей.

Дело в том, что рыночное установление той или иной цены на товар позволяет регулировать взаимоотношения между продавцом и покупателем. Например, если все будут покупать черные сапоги, а не коричневые, все адекватные производители перейдут на производство более востребованного на данный момент товара, поскольку цена на коричневые сапоги упадет.

Если же ввести регулирование цен, то стоимость всех товаров будет оставаться неизменной независимо от спроса. И продолжится производство ненужных товаров, а вот товаров нужных будет не хватать. И возникнет пресловутый дефицит, который наша страна на определенном этапе уже пережила. Вот почему сдерживание роста цен не станет панацеей.


 

2. Может ли Центробанк остановить рост?

Снижение цен (на языке экономистов – дефляция) наверняка было бы воспринято населением благожелательно. Но если посмотреть на этот процесс с точки зрения производителя, бюджета и экономики в целом, то ничего хорошего он не сулит.

Допустим, стоимость самых ходовых товаров начинает неуклонно падать. Потребитель, зная о тенденции к снижению, повременит с покупкой, пока цены не станут еще доступнее. В результате потребитель не досчитается прибыли, не сможет вложить средства в закупку сырья, выплатить зарплату сотрудникам. Это вызовет цепную реакцию, которая может остановить целые производства. А на рынке наступит коллапс.

Тяжесть последствий такого сценария сложно себе представить. Вот почему существует правило, при котором определенный уровень инфляции необходим для роста экономики, доходов производства и населения. Важно, чтобы в этом процессе прослеживалась стабильность – тогда бизнес может прогнозировать объемы производства, доходы и расходы, планировать инвестиции и рост. Считается, что наиболее адекватной для нашей страны является инфляция на уровне 4%.

Как отмечает директор департамента денежно-кредитной политики Банка России Алексей Заботкин, задача Банка России – обеспечить ценовую стабильность, удержание инфляции в пределах 4%. «Низкая, предсказуемая инфляция является необходимым условием для сохранности доходов и сбережений. Все решения по ключевой ставке, которые принимает Совет директоров Банка России, направлены на достижение нашей цели по инфляции», – говорит он в интервью «Медиакросети»
 

3. Каковы шансы удержать инфляцию на уровне 4%?

По факту это уже произошло. К примеру, в 2017 году инфляция находилась на уровне 2,5%, что стало рекордным показателем для российской экономики. На 2018 год потребительская инфляция установилась на уровне 3,8–4,2%.

Объявление ЦБ своих целей по поддержанию этого показателя называют таргетированием инфляции. В данном случае 4% – усредненный показатель. Для отдельных групп товаров и услуг он может отличаться от базового. Однако в целом потребительская корзина должна подорожать за год именно на эти самые 4%. К этому сейчас стремится регулятор.

4. Насколько реалистична ценовая статистика?

Когда потребитель видит статистические данные по средним ценам на те или иные товары и услуги, у него возникает ощущение, что в реальности цены совсем другие. Однако надо понимать, что каждый конкретный покупатель потребляет строго определенный набор товаров и услуг. И когда их цена меняется, это становится более заметным.

Но данные мониторингов далеки от эмоционального восприятия. Они анализируют сухие цифры и выводят конечный обобщенный итог. И если потратить немного времени на изучение целостной картины, то получится, что в среднем рост цен сохранялся на уровне тех самых 4%.

Кроме того, следует учесть, что уровень доходов и потребительские предпочтения у разных групп населения несколько отличается. Потребители с достатком предпочитают более дорогие импортные бренды. А значит, на их «любимой» группе товаров валютные колебания отражаются сильнее. А те, кто предпочитает товары местных производителей, в меньшей степени испытывают изменения цен.

В целом измерение уровня инфляции в большинстве экономически развитых стран происходит по идентичной схеме. Формируется определенный набор товаров и услуг, которые регулярно потребляют жители. В России эта потребительская корзина насчитывает более 500 наименований. Кроме того, анализируется периодичность покупок, поскольку есть товары и услуги повседневного спроса (продукты питания, коммунальные услуги), а есть то, что мы покупаем время от времени, а то и вовсе раз в несколько лет (например, автомобиль).

5. Как регулятор может контролировать инфляцию?

Одна из задач Центробанка заключается в том, чтобы гасить слишком резкие колебания потребительских цен. Он должен обеспечить плавность и стабильность этого процесса, чтобы предотвратить потрясения для экономики как в ту, так и в другую сторону. Для этого и применяется монетарная политика. Здесь первую роль играет ключевая ставка. Она нужна для того, чтобы определить процент для коммерческих банков, под который они берут деньги у Центробанка, либо размещают их в нем. Эксперты регулятора определяют ключевую ставку для конкретного периода исходя из экономической обстановки, чтобы обеспечить низкую и стабильную инфляцию.

6. Какую роль играет ключевая ставка в уровне инфляции?

Ключевая ставка, по сути, определяет, сколько на данный момент стоят деньги. Ее повышение приводит к росту стоимости кредитов в коммерческих банках и снижению их доступности для промышленности, производства, бизнеса и населения. В этом случае возможности доступа к заемным средствам сокращаются, снижается потребление. Например, люди решают отказаться на время от приобретения новой квартиры, машины, бытовой техники и других групп товаров высокой стоимости. Таким образом, снижается спрос на товары и услуги и в результате замедляется инфляция. Соответственно, наоборот, когда регулятор принимает решение снизить ключевую ставку, заемные средства становятся более доступными, что благотворно сказывается на спросе. И это  вызывает рост инфляции. Впрочем, этот процесс не сиюминутный, временной лаг от изменения ставки до повышения инфляции составляет, как правило, от нескольких месяцев до полутора лет. В этом смысле ключевая ставка, несмотря на всю абстрактность ее существования для рядового потребителя, играет очень большую роль в его жизни.

7. Что произойдет при резком изменении ключевой ставки

Может возникнуть иллюзия, что при резком снижении ключевой ставки Центральный банк способен добиться мощного благоприятного эффекта. Но если бы это так работало, кто-то наверняка давно бы принял такое решение. В реальности все значительно сложнее.

Неумеренно крутое снижение ключевой ставки может оказать необратимое влияние на потребительский рынок. Потребители станут закупаться всем подряд без меры. В результате превалирования спроса над предложением цены неизбежно пойдут вверх, что точно людей не обрадует. Но в данном случае это будет их заслуга. В итоге и этот сценарий неизбежно приведет к резкому росту инфляции.

Кроме того, падение ключевой ставки не всегда автоматически означает эквивалентное снижение кредитных ставок в банках. Ведь банки закладывают инфляционные риски в свои ставки. Зная, что резкое снижение ключевой ставки приведет к росту инфляции, они могут повысить свои ставки.

8. Как определить персональный показатель инфляции

Единый общероссийский уровень инфляции не может одинаково отражаться на потреблении каждого конкретного человека. Если вам в новостях объявляют, что инфляция в стране держится на уровне 4%, а вы уверены, что цены вокруг растут быстрее, то в этом нет ничего удивительного. На эти ощущения могут влиять набор вашей потребительской корзины, особенности региона (на севере, как правило, цены на продукты выше, потому что часть из них неизбежно приходится завозить из других субъектов), уровень доходов населения на конкретной территории и другие факторы.

Если вы хотите вычислить уровень своей персональной инфляции, прежде всего, определите набор товаров и услуг, которые входят в вашу потребительскую корзину. Это не только продукты, которые вы берете каждый день, но и лекарства, одежда, походы в парикмахерскую и так далее.

Проведите эксперимент. Отслеживайте каждый месяц список цен на товары регулярного спроса, которые покупаете. По истечении года вы получите картину собственного уровня инфляции. Для этого нужно будет поделить общую сумму вашей итоговой корзины на ту сумму цен, которую она составляла в самом начале эксперимента.

Более подробную информацию о способе вычислить персональный уровень инфляции, вы можете посмотреть здесь.

Pro Gorod, 04.12.2018, 12:30

Нашли ошибку? Выделите фразу и нажмите Ctrl+Enter

Узнай больше! Вступай в группу нашего города:

    Редакция портала ProGorodSamara.ru
    Адрес для почтовой корреспонденции: 443013, Самарская обл., г. Самара, Московское ш., д. 4, стр. 15.
    ‭+7(987)-905-00-63‬
    progorodsamara@progorodsamara.ru
    Размещение рекламы в газете «Pro Город»
    +7 (987) 159-00-63‬, salesG@progorodsamara.ru
    Отдел службы распространения:
    +7(927)-725-22-68
    Размещение рекламы на сайте
    ‭+7 (927) 725-22-68‬
    sales@progorodsamara.ru
    Смотреть прайс-лист

    При использовании материалов новостного портала progorodsamara.ru гиперссылка на ресурс обязательна, в противном случае будут применены нормы законодательства РФ об авторских и смежных правах. Редакция портала не несет ответственности за комментарии и материалы пользователей, размещенные на сайте progorodsamara.ru и его субдоменах.

    Наименование: сетевое издание PROGORODSAMARA (ПРОГОРОДСАМАРА) Учредитель: ООО «Город Самара». И.о. главного редактора: Бузулукский Александр Игоревич (progorodsamara@progorodsamara.ru, ‭+7 (987) 905-00-63. Адрес редакции: 443013, г. Самара, Московское шоссе, д. 4, стр. 15. Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 65325 от 12 апреля 2016г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Возрастная категория сайта 16+
    Городской портал Самары — ProGorodSamara.ru © 2009-2014
    Портал работает по технологии «ProSmi» © 2012-2014
    U-media Рейтинг@Mail.ru