U-media Рейтинг@Mail.ru
КАК ПОПАСТЬ В АВИАЦИЮ: КРАТКАЯ ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ САМАРЦЕВ, МЕЧТАЮЩИХ ПОКОРИТЬ НЕБО
Как попасть в авиацию: краткая инструкция для самарцев, мечтающих покорить небо
Для этой темы мы взяли интервью у Чемпиона СССР по Высшему пилотажу - Черковского Геннадия Ивановича. Он же - Начальник Самарского областного аэроклуба ДОСААФ России
Черковский Геннадий Иванович
- Начальник Самарского областного аэроклуба ДОСААФ России
- Полковник запаса, военный летчик первого класса, чемпион Советского Союза по высшему пилотажу
Как попасть в авиацию. «Краткая инструкция»
Сейчас это не так уж сложно. Достаточно обучиться пилотированию, сдать экзамен и получить свидетельство частного пилота (PPL) - оно даст вам право летать почти куда угодно. Только перевозить пассажиров и грузы в коммерческих целях по PPL вам не разрешат – для этого нужно обучиться на коммерческого пилота.
Какие еще пилотские свидетельства можно получить?
SPL (Sport Pilot License) — Спортивная лётная лицензия
RPL (Recreational Pilot License) — Любительская лицензия пилотирования
PPL (Private Pilot License) — Лицензия частного пилота
CPL (Commercial Pilot License) — Коммерческая лётная лицензия
MPL (Multi-crew Pilot License) — Лицензия пилота многочленного экипажа
ATPL (Airline Transport License) — Лицензия пилота авиалиний
Попасть в авиацию может любой, особенно в частную. Самолёт можно приобрести по цене хорошей машины, да и оформить его не сложнее нового авто. А вот топливо выйдет дороже обычного – по новым стандартам, где-то 100 рублей за литр 115-ого бензина. Что касается расхода топлива – к примеру, самолет Як-52 «съедает» всего 3 литра за взлёт и набор высоты 500 метров. Расход топлива у разных моделей варьируется. Он зависит от технических характеристик воздушного судна.

Вот вам отличный пример современного использования частной авиации: буквально только что к нам прилетел вертолет из Воронежа, привез человека, который прибыл по делам. Он решил свои вопросы в Самаре, а через двадцать минут уже был в небе по курсу на Воронеж. И так в гражданской авиации могут все – как физические лица, так и представители организаций.
В гражданской авиации можно летать с 18 лет,
в ДОСААФ – с 16 лет
Была у нас ученица одна, в 16 лет самостоятельно начала летать. Сейчас она - одна из немногих - учится в Санкт-Петербурге на лётном факультете.
Вспоминается одна талантливая ученица, которую папа возил к нам в Бобровку аж из Уфы. В 15 лет она впервые села в самолёт.
Год мы её катали и учили теорию, а в 16 лет допустили к полётам. Она оказалась способной девочкой, и параллельно с учебой в школе занималась авиацией и участвовала в соревнованиях.
После окончания летных курсов и школы она поступила в Санкт-Петербург, в Академию на лётный факультет. Там её, что называется, забрали с руками и ногами, потому что равных ей в таком возрасте не было. Сейчас она уже закончила третий курс, вовсю летает и прочно связала свою жизнь с авиацией.


Я сам тоже рано начал летать, мне еще 16-ти лет не было. Учебные аэродромы были возле Иранской границы.
Я сам тоже рано начал летать, мне еще 16-ти лет не было. После окончания школы меня приняли в летное училище в Армавире.

Учебные аэродромы были возле Иранской границы -там 300 солнечных дней в году, самая что ни на есть летная погода! В итоге 10 лет я там отлетал.
Схема обучения была такая: 1,5 года ты учишь теорию, и только потом тебя привозят на аэродром.

Пока идёт обучение, ты летаешь в классе на тренажерах. Тренажер - это кабина. По началу кажется, что всё там неподвижно. Но когда садишься внутрь, накатывает ощущение, словно ты в настоящий самолет сел – всё трясет, приборов не видно, не понимаешь, куда смотреть и забываешь, чему тебя вообще учили. Стресс, конечно, был поначалу колоссальный, но потом привыкали.

После окончания училища меня оставили работать инструктором. А потом я пошел в самолетный спорт - в то время он был популярен. Много команд тогда соревновалось.


АВИАЦИЯ СЕЙЧАС
Согласно Федеральному закону РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-Ф3, человек, имеющий высшее образование, имеет право пройти подготовку в лицензированном учебном заведении по дополнительной проффесиональной программе и получить соответствующий документ.
Поэтому обучение полётам проходит в Авиационном Учебном Центре Самарского Аэроклуба (АУЦ). Это – структурное подразделение ДОСААФ с 2011 года, одобренное Росавиацией.
Раньше таких центров было много в Самарской области, причем как самостоятельных, так и в виде структурных подразделений крупных организаций.
Однако затем изменились нормы, установленные Росавиацией, и многим из центров не одобрили учебные планы. В итоге, в нашей сфере остались единицы, кому разрешено учить людей летать.

Факт: На сайте Росавиации есть список сертифицированный авиационных учебных центров, а также прописаны требования к ним.
Есть те, кому для получения свидетельства PPL нужно переучиваться. Это те люди, которые работают в сфере военной авиации. Ведь есть соответствующие подразделения МВД, ФСБ, МЧС. Таким пилотам, чтобы пересесть на гражданский самолет, нужно пройти переподготовку. Правда, их программа обучения занимает меньше времени, чем у других категорий обучающихся.
В частной авиации пилот должен уметь садиться на любую площадку, и ему самому приходится контролировать все системы на борту.
К примеру, чтобы летать на компактных самолетах, приходится переучиваться и линейным пилотам – тем, кто поднимает в воздух большие лайнеры. Дело в том, что на таких воздушных судах сплошная автоматизация, а пилот лайнера выступает больше как оператор и контролёр. За управление он берется лишь в отдельных случаях.

А в частной авиации пилот должен уметь садиться на любую площадку, и ему самому приходится контролировать все системы на борту. Автопилоты редко ставят на небольшие воздушные суда. Здесь взлет и посадка выполняется не по приборам, а визуальным способом. Соответственно, летная подготовка больше привязана к практике и личному участию пилота, чем на линейных судах.

Спортсмены проходят еще более жесткую подготовку, чем остальные, и задания в итоге сильно отличаются от других учебных программ.


На чем можно летать?
По общему правилу считается, что летать безопаснее всего на многодвигательных самолетах.
Это логично, ведь в случае отказа одного двигателя есть второй, в отличие от воздушного судна с одним мотором.

Количество двигателей играет большую роль в полётах над пересечённой местностью, где нет оборудованных посадочных площадок. Наличие двух двигателей, в том числе, уменьшает риск возникновения вращающего момента.
В ангарах АУЦ Аэроклуба ДОСААФ стоит порядка трех десятков самолётов. Среди них - спортивные самолеты Як-52, самолеты Ан-2, самолеты А-27, самолет Вильга, вертолеты Ми–2, дельталеты. Некоторые из них летают над Самарой в День Победы, на многих ребята участвуют в соревнованиях.


Курсантам на обучении нет смысла волноваться - наши самолеты оборудованы системами безопасности, и на крайний случай всегда есть парашют для безопасного приземления.

Виктор Трофимович Одобеску
Заместитель начальника военной кафедры Самарского Университета, Руководитель СВПО "СОКОЛ СГАУ"
На лётном поле Аэроклуба ДОСААФ в Бобровке базируется самолёт Самарского Университета Ястреб Ф-32. Студенты периодически приезжают туда на обучение полетам. Самолёт собирали участники Межкафедрального Конструкторского Бюро летательных аппаратов, которое возглавляет Шахмистов Владимир Михайлович. Он же - член сборной команды Советского Союза по Высшему пилотажу.

В состав СКБ входят студенты ВУЗов и техникумов. Шахмистов Владимир Михайлович пришёл к нам в ВУЗ с РКЦ «Прогресс». Он был в числе первого отряда космонавтов завода по подготовке к полету на «ВМ — 7» [создаваемом военно-исследовательском корабле - прим. ред.], имеет почётное звание "Изобретателя СССР" (42 авторских свидетельства) и кандидата технических наук.

ИКАО для легкой авиации
Если вдруг захотелось в Астрахань, а потом в Саратов, то вы просто садитесь в самолет и отправляетесь туда, куда нужно. Только для начала сообщите об этом в соответствующее ведомство.
Расстояния, доступные самолёту, зависят от его характеристик. Спокойно перемещаться можно в радиусе 500 км от точки взлета. Если планируется лететь дальше – нужно учесть для начала вес самолета. Ведь если он тяжелый, то и лететь будет сложнее и дольше.

Раньше порядок организации полетов в России был разрешительный, однако теперь он носит рекомендательный характер. Поэтому перед началом полета пилоту достаточно позвонить в Центр Управления Воздушным Движением и сообщить о вылете. Также можно сделать электронную заявку – за час до вылета в мобильном приложении нужно указать свой маршрут.

Центр Управления Полетов, в свою очередь, может дать ограничения или рекомендации обойти планируемую зону полета - это делается в интересах безопасности самолёта.

Например, полвека назад пилотам приходилось вручную заполнять формы документов, подавать заявки и ждать решения – разрешат полет или нет. Все процессы выполнялись без компьютеров.

Нормы ИКАО и система организации полетов изучается в АУЦ Аэроклуба ДОСААФ в теории и на практике – мы общаемся с диспетчерами разных зон, запрашиваем разрешение на взлет и посадку. Пилотам важно понимать, что на одном аэродроме работает несколько диспетчеров, и у каждого своя территориальная зона ответственности.

Факт: Международная организация гражданской авиации ИКАО (от англ. IKAO) устанавливает правовые нормы в сфере гражданской авиации по всему миру.


Как проходит обучение
Первый полет обычно длится не больше часа, а затем время нахождения в воздухе увеличивается. Для начала мы учим пилота вылетать самостоятельно, выдерживать взлет и посадку. Затем - следить за приборами, ориентироваться в пространстве и поддерживать связь с землей.

Для того, чтобы управлять самолетом по кругу, летчик учится предупреждать сваливание, скольжение и маневрировать на различных режимах.

После того, как азы освоены, пилоты учатся делать виражи, выдерживать крен, поддерживать высоту и скорость.

И только потом пилот выходит на маршрут – при этом он использует приборы, читает карту, солнце и другие объекты для определения своей геолокации и управления самолетом. Ведь, улетев за сотню километров, ты должен всегда понимать, где ты находишься.
Мы учим пилотов не только хорошо летать, но и предупреждать чрезвычайные ситуации – раскат двигателя, потерю скорости, сваливание и прочее. В условиях стресса это очень тяжело, поэтому с пилотом на протяжении всего обучения всегда сидит инструктор.
— Г. И. Черковский
По окончании программы обучения и сдачи экзамена курсант получает диплом. Его нужно сдать в территориальное управление Росавиации, пройти тестирование и получить пилотское свидетельство. Это напоминает процедуру получения водительских прав на автомобиль.

После получения свидетельства пилот имеет право выполнять полеты на том типе воздушного судна, на который выдан документ. Ну а дальше - покупаете самолет, уведомляете по телефону что полетели, скажем, в Казань, и вперед, к облакам.

У нас много ребят училось и учится, которые каждый год улетают куда-то далеко и возвращаются с красивыми фотографиями. Маршруты у них всегда разные - и на Кавказ летают, и в Сибирь, вдоль Волги пролетают и много еще где. В общем, молодцы ребята.

Будущее гражданской авиации
Знаете, наибольшее развитие авиационная индустрия для обычных людей получила в США.
В штатах это вообще нормально – например, почти на каждом ранчо рядом с постройками стоят 1-2 самолета. Их используют для сельского хозяйства. Например, нужно опылить какое-нибудь поле, фермер вышел, сел в самолет, запустил мотор и полетел.

И это было нормальным еще в 90-х годах прошлого века, когда я ездил в Америку в командировку.

А у нас цивилизация наступает только сейчас, но чтобы авиация стала удобной нормой жизни, ждать придется не меньше 30 лет.
Рейсы общего назначения - это огромный сектор экономики, который приносит в развитых странах ощутимый доход, в несколько раз больше, чем от коммерческой авиации. Такое развитие происходит за счет строительства небольших самолетов, развития сервисов по их эксплуатации и обслуживанию. Люди покупают воздушные суда, летают, платят деньги в процессе своей деятельности. Это на самом деле огромный пласт экономики! А у нас, в основном, ориентируются на перевозки туристов в Египет или Турцию. Как только бизнес поймет, что ниша гражданской авиации ещё не занята в полной мере - сразу наступит рывок, и частные самолёты в небе перестанут быть редкостью.
Автор проекта: Мария Лукиенко
Made on
Tilda