«Ребенок – не дурак»: Драматург рассказал о современном детском театре

На каникулах многие родители ведут своих детей в театр, особенно на зимние сказки. Обычно это простые спектакли об известных персонажах и сюжеты из классической литературы. По словам самарского драматурга Сергея Давыдова, современная драматургия может предложить юному зрителю гораздо больше, чем морально устаревшие пьесы.

Сергей, чем современная детская драматургия отличается от классической?

Если мы говорим о спектаклях по детской литературе – Андерсене, Пушкине, к примеру – современная драматургия очень отличается от них. Многие авторы пишут реалистичные сюжеты на актуальные темы. Если классические сказки, порой, кажутся детям скучными, то новые пьесы написаны динамично, остро, и потому более интересны ребенку. Эти сюжеты существуют в том же контексте, что и зритель. Это может быть школа, интернет – то, что детям более знакомо и интересно. Современные пьесы стремятся не заниматься морализаторством.

Тогда почему детей продолжают приводить на классические спектакли, если есть альтернатива?

Ребенка часто приводят в театр на классические произведения с мыслью «Не прочитает, так хотя бы посмотрит». А современная драматургия не занимается этим обслуживанием школьной программы, она рассказывает про жизнь. В этом принципиальное отличие.

А ты сам пишешь для детей?

Да, у меня много пьес для подростков 10-16 лет. Это динамичные, игровые тексты с большим количеством юмора, с тем, что детям знакомо, что им нравится. Это игры, школьная бюрократия, проблемы с родителями, со сверстниками. То есть, обычно это социальные темы. А жанр может быть разным. Обычно – либо фантастика, либо бытовая комедия.

Кстати о юморе. Это правда, что дети любят пошлый и сортирный юмор, или это просто стереотип?

Я скажу так: родители чаще любят пошлые сюжеты, чем их дети. Если мы придем в любой театр и посмотрим, на что идут люди старше 40-45 лет, чаще женщины, мы увидим, что это пошлые комедии про любовников. А дети есть разные, хотя на них влияют родители. Но если ребенок сам по своей инициативе идет в театр, то он хочет посмотреть что-то остроумное. Ребенок – не дурак. И это стереотип, что если ты пишешь пьесу для детей, то пытаешься сделать попроще. Хорошая пьеса всегда сочетает сильные темы. Просто говорить об этом нужно немного по-другому, нежели для взрослых. Повеселее.

А кто по-твоему более требовательный зритель: юный или взрослый?

Подростки. Они просто не будут терпеть тягомотину.

В завершении, дай совет нашим читателям. Чем завлечь ребенка в театр? И, наоборот, как могут дети привести своих родителей на интересную пьесу?

Дети вряд ли могут привлечь родителей в театр, они сами мало о нем знают. А родителям нужно избегать «мертвечины» – устаревших пьес из их молодости. Я считаю, что нужно идти на риск и ходить на неизвестного автора, на интересную тему и не бояться, что ребенок от этого станет аморальным. Искусство никого никогда не портит. Оно позволяет человеку что-то пережить. Хорошая подростковая драматургия позволяет понять ребенку, что он не один. Я советую родителям выходить за грани классического репертуара.