«Лишние костыли»: Самарский минтранс позволит привязывать транспортные карты к телефону

На дворе 2020 год, обычные бумажные банкноты и металлические монеты устаревают и постепенно уступают место электронным деньгам. Во многом рост популярности безналичного расчета можно объяснить повсеместным внедрением технологии NFC в пластиковые карты и смартфоны. Под конец февраля областное Министерство транспорта объявило о разработке мобильного приложения, которое со временем заменит привычные транспортные карты. Сроки завершения работ пока неизвестны, однако у инициативы ведомства уже нашлись критики.

Сергей Вильянов, аналитик акселератора Fintech Lab:
- Привязывать транспортную карту и платить ей по NFC вместо того, чтобы привязать обычную банковскую карту и платить ей без лишних костылей – это странно. Если приложение будет работать, без надобности заводить физическую карту – это можно понять. Однако зачем нужны эти лишние элементы, если проезд по банковской карте и так дешевле наличного расчета?

Уже с 1 января 2020 года Самарская область взяла курс на популяризацию безналичного расчета в общественном транспорте. Теперь билет, оплаченный банковской картой, стоит на 3 рубля дешевле относительно операций с наличными – 29 рублей. Это касается не только физических карт, но и электронных, привязанных к смартфонам с NFC.

В 2019 году 60% всех денежных операций по России пришлись на безналичный расчет.

Новое приложение Минтранса позволит аналогичным образом прикрепить к телефону и обычные транспортные карты. В теории это должно облегчить пассажирам муниципального общественного транспорта жизнь. Также минтранс обещает реализовать функцию пополнения и отслеживания баланса транспортной карты. Приложение позволит не только экономить, но и избежать массы проблем, которые возникают с оплатой через телефон. Сейчас с покупкой билета через смартфон возникают две серьезные проблемы.

Во-первых, несвоевременное списание средств с карты вносит неразбериху. Дело в том, что фактическое списание с вашего счета может произойти спустя несколько часов после поездки. Горожане принимают дублирующее сообщение об оплате за повторное списание, хотя сотрудники ООО «Объединенная транспортная карта» от этого всячески открещиваются. При этом пользователи «Твиттера» из Самары даже публиковали скриншоты из личного кабинета банка, доказывающее проблемы со списанием денег с карты.

Во-вторых, это сообщение «карта в стоп-листе», которое мешает многим самарцам оплачивать проезд через смартфон. Как нам пояснили в ООО «ОТК», электронная карта, привязанная к номеру телефона, имеет отличный номер, нежели физическая. Поэтому складывается ситуация, когда расплачиваться в общественном транспорте можно только с помощью физической карты. Для выведения виртуального варианта из стоп-листа нужно обращаться напрямую в ООО «ОТК».

В начале февраля 2020 года в Самаре чуть было не разгорелся скандал из-за кондуктора, которая высадила 11-летнюю девочку из общественного транспорта. На карте школьника не оказалось нужной суммы на покупку билета. Тогда многие горожане ополчились на маму девочки из-за того, что она вовремя не пополнила карту своей дочки. Приложение, в котором отображается баланс и оставшееся число поездок, могло бы позволить избежать этой ситуации. Однако для этого в нем должна быть функция слежения не только за своей картой.

Ранее собственное приложение заимела компания «РЖД». Программа позволяет покупать билеты через смартфон не только на междугородние электрички, но и на любые поезда дальнего следования. Несмотря на некоторые проблемы и «глюки», которые были на запуске приложения, сейчас самарцы в целом оценивают его работу положительно. Основное нарекание относится не к самой программе, а к контролерам-консерваторам, которые привыкли к обычным билетам.

В настоящее время также идет разработка приложения для пешеходов, которое будет на основе данных «ГЛОНАСС» информировать о приближении автомобилей. По мнению авторов проекта «Автодата», это позволит снизить количество ДТП. Также приложение будет в реальном времени оценивать окружающую обстановку – погодные условия, качество дороги и прочее – и предупреждать пешехода о потенциальной опасности. Тестировать софт начнут уже в этом году в Самаре, Волгограде и Москве.