Появились неопровержимые факты, разрушающие миф о "Стоянии Зои"
В первый день Нового, 1956 года Самару, которая в те времена называлась Куйбышевым, взбудоражили слухи - будто бы в одном из домов, что на улице Чкаловской, некая девушка на вечеринке станцевала с иконой Николая Чудотворца. И окаменела. К дому отправились сотни зевак, которые желали увидеть настоящее "чудо".
С каждым днём появлялись всё новые и новые подробности произошедшего. Будто бы даже в момент, когда девушка окаменела, грянул гром, а когда половицы пытались вырубить, даже пошла кровь. Врачи "скорой" не могли никак сделать уколы - иглы ломались. А сама девушка, как вышедший из строя холодильник, бьётся током так, что дом уже и вовсе сгорел. Даже пожарные приезжали.
Более 65 лет прошло, а говорить так и не перестали. И, конечно, если говорить о современной интерпретации событий, то всё было совсем не так. Никакого фонтана крови, никаких ломающихся иголок, и уж тем более, никаких пожарных. Современную историю пересказывать мы не будем - слишком долго, и все её знают. О судьбе "каменной Зои", кстати, до сей поры ничего не известно - во всяком случае, те кто выдвигают версии, не столь единодушны: кто-то рассказывает, что девушка умерла на третий день после Пасхи. Кто-то говорит, что она попала в "психушку". Третьи утверждают, что её и вовсе увезли в Москву, в КГБ, и что она оттуда так и не вернулась.
Но совсем недавно самарские краеведы обнаружили неопровержимые факты того, что вся эта история - не более чем вымысел. Кто, как, и зачем это придумал? Рассказываем.
Во-первых, каноническая история рассказывает нам, что всё произошло во время празднования нового, 1956 года, в Рождественский пост. Достаточно странно думать, что для православных праздник в пост как-то возможен. Для верующих людей явно событие возмутительное. А согласно архивным документам, всё и вовсе произошло с 13 на 14 января, в "старый Новый год".
После слухов об "окаменевшей девке" толпа хлынула одномоментно - а всё потому, что рядом находился один из немногих действующих на тот момент храмов. Предприимчивая хозяйка дома Клавдия Болонкина сначала брала деньги за вход, а потом, после того, как из дома стали пропадать вещи, а толпа становилась всё яростнее - вызвала милицию.
Уже 22 января в областном комитете КПСС огласили отчёт по вопросам деятельности религиозных культов, который сводился к тому, что работа по культурному просвещению в городе ведётся не на должном уровне, раз произошёл подобный случай массового психоза.
Оцепление милиция сняла быстро. Какое-то время толпа ещё шла к дому, но позднее поток паломников иссяк.
А у чекистов спрашивали?
Так вот, в те новогодние дни 1956 года молодой сотрудник КГБ Сергей Георгиевич Хумарьян присутствовал на совещании, где один из коллег докладывал о событиях, которые происходят на улице Чкаловской. По его словам, некто распустил слух о том, что в доме №84 стоит окаменевшая девка" и хозяйка дома берет с желающих посмотреть на "чудо" деньги. Оперативник смог проникнуть в дом, заплатил червонец, но никого не обнаружил. Руководству вся эта ситуация докладывалась не более, чем описание мошеннических действий, которые должны были заинтересовать органы внутренних дел.
Почему-то за всё это время никому не пришло в голову направить запрос в Управление ФСБ России по Самарской области. Правда, выяснилось, что запрос все-таки был - от патриархии. Ответ был получен, и там сразу притихли. Даже рассказывают, что митрополита водили в архив и показывали - мол, смотри, ничего не было и нет.
А была ли девочка?
Но если Вы думаете, что "злобные чекисты" никогда не расскажут правду - давайте смотреть на более объективные вещи. Во-первых, никто не удосужился выяснить, работала ли в те годы на заводе имени Масленникова Зоя Карнаухова, как гласит легенда. Выясняется, что не работала. Такого имени и фамилии вообще нигде не существовало, а до 90-ых годов XX века никаких упоминаний имени и фамилии девушки вообще не было.
Размер имеет значение...
Этого тоже мало? Есть еще один аргумент: почему-то никто из верующих в "чудо" не обращает внимание на совершенно очевидный факт: дом Болонкиной, о котором все так говорят (хотя никто сейчас Вам точно и не скажет, тот ли этот дом - вообще-то дом №84 - это целый комплекс строений), имеет весьма скромные размеры. Что это такое? Это 3 комнаты, в которых, можно, конечно, напиться в одиночестве, но совершенно нельзя устроить гулянку с танцами, как то гласит легенда.
Комната, где состоялись танцы с фатальными последствиями - это 12 квадратных метров. Если добавить туда мебель - стол, стулья и некую тумбочку с патефоном, из которого должна раздаваться музыка (под музыку же танцевали, верно?), или же некоего гармониста с инструментом - становится совершенно понятно, что повальсировать едва ли сможет даже одна пара. Про несколько пар мы вообще молчим. Если это, конечно, не ламбада.
Так что, господа и дамы, делайте выводы. Правду можно узнать при помощи обычного журналистского расследования - причём усилий нужно приложить не так много, чтобы докопаться до сути. И, кстати, если Вам интересно окончательно понять для себя, почему этого всего не было - просто заметьте, что за все эти десятилетия дом, в котором, якобы, всё и происходило, не понадобился РПЦ. Все всё знают. Но давно известно — чем сильнее борешься с мифом, тем больше людей будут в него верить.