Капитан яхты:хочется, чтобы в Самаре больше внимания уделяли яхт-клубам и парусному спорту

Уже меньше чем через месяц станут известны победители проекта #МояСамара. Одним из главных призов на конкурсе станет поездка на настоящей парусной яхте. В преддверии всех этих событий корреспонденты progorodsamara.ru отправились в яхт-клуб Кабельного завода и пообщались с капитаном Петром Клейменовым, который рассказал, как у нас в городе обстоят дела с парусным спортом. Забегая вперед отметим, что судя по всему — не очень.

Плавать на яхте мечтал с детства

Когда начали плавать и как решили этим заниматься?
- Мечтал с детства, а начал заниматься где-то с 1977 года. Сначала решил самостоятельно построить яхту. Нашел Виктора Ганина, который этими делами уже занимался. И он меня учил этому. Потом я уже начал сам себе строить. Сперва была деревянная яхта, большая - 9 метров. Недостроенная слегка. Потом поменял ее у одного товарища на «Неву» маленькую. Сейчас яхта «Наталья» - 3 год со мной. Вообще, сам я на Камчатке родился и все время с водой, поэтому тянет к ней.
Где плавали? Река, море, океан?
- Нет, на море не выходили. Здесь по Волге. До Ульяновска были гонки, проводится в Тольятти регулярно регата памяти Гуняшова, проводим двухсотмильные гонки до Сызранского моста, парусная гонка, посвященная Высоцкому проходит.
Вы во всех соревнованиях участвуете?
- Нет, получается когда как. Ведь мы еще работаем.
Какие призы там вручаются?
- Кубки, медали. Кто, что заработает. Финансовых вложений, насколько мне известно, особо нет. Грамоты, призы, например, за максимальную скорость. Памятные подарки больше.Такого, чтобы несколько тысяч дали за какое-то место, тут нет.
На таких яхтах, которые у вас в клубе, можно в море выходить?
- Вот «Радуга», у Ганина, тоже теперь капитана, на ней можно, еще на нескольких в море можно выходить. По квалификации подходит. Там, правда, еще нужны всякие специальные разрешения. Определенная волокита с документами, поэтому Виктор Николаевич на «Радуге» не выходил. Когда были молодые, мечтали об этом, планировали, долгосветки разные. А потом время шло, возраст, здоровье стали напоминать о себе. В итоге решили, что и здесь, на Волге хватает нам простора. Никаких морей поэтому нам не надо пока.
Можно ли в шторм попасть на Волге?
- Конечно, тут бывает волна метра полтора. Нужно в таких случаях паруса регулировать, уменьшать их площадь, чтобы яхта не перевернулась.
Несчастных случаев не было?
- Нет. Слава Богу.
Когда открывается парусный сезон?
- Обычно в начале июня, когда нормализуется уровень воды.

Яхта - дороге удовольствие

На яхтах иногда свадьбы проводят, у вас такого не было?
- В нашем клубе, видать, все уже женаты. Такого не было. Виктора Николаевича иногда молодожены просят покатать на «Радуге», но это уже после свадьбы. Катаются, фотографируются на фоне парусов.
Яхта дорога в обслуживании?
- Яхта - это дорогое удовольствие. На покраску, на ремонт какой-либо, например, двигателя - затраты уходят большие.
Как получить звание «Капитан»?
- На яхтах есть должности «рулевой 3-го, 2-го и 1-го классов» и «Капитан». На них нужно учиться. Точно не знаю, как сейчас, но раньше были организованы курсы в Авиационном, сейчас Аэрокосмическом университете. Насколько мне известно, были они и совсем недавно.
Вы тоже там получали звание?
- Нет. Я учился давно. Раньше при каждом заводе были свои яхт-клубы - при Авиационном, Металлурге, при всех крупных заводах. А потом все развалилось. При эти-клубах всегда были курсы и на них учили, а капитанов уже учили в Парусной федерации Самарской области.
Чем занимается ваш клуб помимо соревнований?
-Здесь частные яхты в основном. Кто как использует. В основном в выходные дни люди отдыхают. А когда соревнования, кто желает - идет на гонку.
А вы как используете яхту?
- Она еще не зарегистрирована в Парусной федерации. Поэтому участвовать не могу в них. Я пока только сам ей пользуюсь. Для себя, в свое удовольствие. С семьей отдыхаем.
В коммерческих целях не используете?
- Нет, в таких нет.
Сложно строить яхту?
- Конечно, сложно. Нужны расчеты, чертежи, да много чего. Да и сама работа отбирает сил. Вот если яхта стальная, нужно учитывать особенности ее материала, например.

Парусному спорту в Самаре не хватает внимания

Сейчас много яхт-клубов в Самаре?
- Ну вот наш клуб, при Кабельном заводе. Еще есть стоянка в грязном затоне – яхт-клуб «Волга». На «Кинапе» есть стоянка, но не знаю клуб ли это. В основном там сейчас катера. Раньше и детские спортивные школы были, где детей обучали, а сейчас их нет почти.
Проблемы с детским парусным спортом в Самаре?
- Раньше было много школ, где этому обучали. В каждом яхт-клубе была своя детская школа. А сейчас никому не надо этого. Есть в грязном затоне детские курсы - там обучают и парусному спорту в том числе. Я видел еще гребле академической там тоже обучают.
В вашем клубе проводятся детские занятия?
- Пока нет. В планах есть, но пока не осуществлены они. В зиму хотели организовать, но не набрали народу, чтобы обучать.
У людей нет желания заниматься этим?
- Не знаю. Просто, видать, мало информации об этом. Никто не знает о том, что ведется какой-то набор. В основном зимой занимались им, а летом на яхтах планировали ходить. Вот в том же грязном затоне, летом занимаются парусным спортом, а зимой теорией.
Во сколько лет этим можно начинать заниматься?
- Лет с 10-ти, 12-ти.
Как вообще парусный спорт развит в Самаре?
- Честно говоря, не очень хорошо. Условий нет, стоянок нет. У нас от недавней погоды яхты все посходили с мест и пришлось самим их в нормальное положение ставить. Хотелось бы, чтобы власти больше внимания уделяли. Сделали какую-нибудь оборудованную стоянку. Раньше видел, что в проекте реконструкции ЗИМа для такой парусной стоянки выделяли место отличное, но не знаю, насколько это реализуется сейчас.
Чего не хватает парусному делу в Самаре?
- Если в глобальном смысле, то внимания. Что касается нашего яхт-клуба, у него сейчас новый директор, он старается все благоустроить. Но финансов не всегда хватает, он все решает с заводом. Все деньги, вкладываемые в клуб - они идут от завода, плюс еще мы платим за стоянку. Но еще раз скажу, хочется, чтобы яхтам уделяли больше внимания. В основном сейчас одни катера. А если по городу собрать все яхты - приличные плот будет.
Во сколько обходится стоянка?
- Каждый месяц за стоянку нужно платить - 2500 рублей. Плюс еще есть затраты на саму яхту.
Вам кто-то выделяет деньги на покраску яхты и прочее?
- Нет. Своя яхта - сам за ней и ухаживай.

Свою яхту назвал в честь жены

Сколько яхт у нас в городе?
- У нас 20, в грязном затоне примерно столько же. Плюс на «Кинапе». Где-то 50 яхт наберется. Вот у нашего нового директора сейчас в перспективе организация походов. Не соревнования, а просто поход - дошли до какого-то места, отдохнули коллективом, поговорили, помечтали, подумали над решением проблем. И еще детей нужно привлекать, обучать их. Дети нужны, за ними будущее.
Какая цена у одной яхты?
- Каждая по своему. Например, корову продаешь - сам же ее оцениваешь. Так и с яхтой. Фирменные яхты стоят - в зависимости от того большая или маленькая - от миллиона рублей и больше. Есть и по 6, и по 8. Потом еще капитан международного класса, если собираешься за границу ходить. Федерация парусного спорта этим занимается вроде бы. Точно не знаю сам. Нужно у них уточнять.
С морской болезнью приходилось сталкиваться?
- Лично у меня нет. Но на всякий случай в яхте лежат таблетки специальные, чтобы не укачивало. Жена, например, приходит, сразу их глотает. Еще есть дедовский способ, вешать на шею пучочек петрушки. Не знаю правда, как это действует. Еще конфеты есть специальные.
Есть поверье, что надо шампанское о нос корабля или яхты разбивать? Вы так делаете?
- Когда новую яхту пускают на воду, то некоторые разбивают шампанское. Не знаю, с чем связана такая традиция, наверное принята испокон века, может с петровских времен. На различных судах о борт разбивают бутылку. Лично я не разбивал. У меня яхта марки «Нева» была, там бутылкой шампанского можно борт пробить. Мы просто так разлили и побрызгали на нее. От греха подальше. А шампанское выпили, незачем портить.
Кто-нибудь покушался на вашу яхту?
- Ничего такого не было, чтобы кто-то пытался угнать или ограбить, или сломать яхту. А так все нормально, спокойно стоим. Ничего сверхъестественного. Живем мирно. Дружим с другими яхтсменами. Никаких драк, никаких споров.
Есть у вас фильм любимый про яхты?
- Кусто смотрел, старался не пропускать сериал. «Белый шквал» есть фильм. В фильмах похоже - также под парусом, такие же проблемы, как и в жизни. Можно придумать только какие-то действия на яхте — убийство, ограбление.
В честь кого назвали яхту?
- «Наталия», в честь жены. Название обычно выбирает сам хозяин и чаще всего посвящает его кому-то или чему-то, значимому для своей жизни.