Художник видео-арта: Моему поколению повезло - мы застали советскую культуру

С каждым годом все популярнее становятся мультимедийные выставки, где работы художников можно посмотреть путем трансляции видеороликов. Корреспонденты побеседовали с самарским художником Евгением Чертоплясовым, который участвовал в выставке центра современного искусства в здании "Фабрики кухни" под фамилией Бугаев. Там он представил ряд своих необычных работ, которые транслировались на стены.

Что такое видео-арт?

Ответить на этот вопрос очень просто: это искусство, созданное художником средствами видеотехники. Оно может быть снято на камеру, а может быть сгенерировано цифровыми методами. Может являться абстрактным движущимся узором, а может – документальной фиксацией какого-то события. Все это совершенно не важно. Важно другое: видео-арт – это искусство самодостаточное, не скованное необходимостью рассказывать некую историю, развлекать, служить фоном для чего-либо. Что безусловно отделяет его от кино, виджеинга или моушн-дизайна. То есть единственной органичной формой существования этого искусства является галерейная или музейная формы, что очень важно.

Когда это направление появилось в Самаре?

Сложно выделить какую-то конкретную дату. Так или иначе, в Самаре многие пробовали снимать что-то экспериментальное, но вся эта продукция не позиционировалась своими создателями как видео-арт. Думаю, что не ошибусь, если скажу, что он начался в Самаре с двух событий: фестиваля «Белый Квадрат» в 2004-м году и выставки «Открытый город» в 2005-м. Тогда были впервые показаны широкой публике видеоинсталляции Владимири Логутова. Примерно в это время начинают работать с видео другие самарские художники: Андрей Сяйлев, Олег Елагин, Оксана Стогова.

Расскажите про свои работы, как они были созданы, под впечатлением от чего?

История создания моих работ – это история озарений, пережитых в тех или иных местах и ситуациях, от тех или иных людей или предметов. То есть история встреч с чудом, которое мне хочется отделить от той грубой действительности, с чудом, заключенным в плотной скорлупе. За каждой видеоинсталляцией стоит своя история – в первую очередь, трансмутации образа - но она носит слишком глубинный характер, чтобы об этом можно было говорить. «Что-то происходит» - вот все, что по сути можно сказать о моих работах. Иногда, в процессе дальнейшего осмысления полученного результата, появляются такие описания как для видеоинсталляции «Водные процедуры», например:

«Воспоминания, пробужденные небесным огнем, всплывают из глубин забвения, превращаясь в драгоценный жемчуг искусства».

При том, что первоначальным источником вдохновения для меня была одна из миниатюр в Манускрипте Войнича. «Нереиды» создавались под впечатлением от наблюдений за работой кронштадтского мареографа.

Нереиды - морские божества в греческой мифологии, напоминающие славянских русалок

Мареограф — прибор для измерения и непрерывной автоматической регистрации колебаний уровня моря

Чем видео-арт может отличаться от любительского ролика?

Банально, но профессионал отличается от любителя тем, что зарабатывает деньги своими умениями. Но в искусстве соображения коммерции не могут являться определяющими. А следовательно, любителей и профессионалов здесь не существует. Есть произведения, имеющие высокие либо низкие эстетические качества.

Условный любительский ролик – это нечто, относящееся к миру кино, пусть его периферии. Это попытка говорить на чужом языке. Видео-арт – это самостоятельный вид искусства, где «язык» у каждого свой.

Это могут быть кадры с фотографиями или съемка видео в реальном времени?

Могут быть любые движущиеся или не движущиеся изображения.

Какой самый неординарный виде-арт был показан в Самаре или других городах?

Я не следил специально за тем, что показывали в Самаре, но думаю, что самое интересное и неординарное, что было создано в этой области за последние десятилетия – это работы Мэтью Барни. Из российских авторов я бы отметил Виктора Алимпиева, группы «Синий суп», «АЭС+Ф», «Свинец и кобальт».

Вы собираете средства на новую инсталляцию, что это будет?

Если вкратце, моя новая видео-инсталляция будет визуализацией некоторых центральных для индоевропейской традиции мифологических мотивов, но на «местном» самарском материале. Подробности пока разгласить не могу. Описание проекта можно увидеть на сайте краудфандиговой платформы boomstarter.

Сколько денег можно собрать через краудфандинговую площадку?

Время покажет

Есть ли будущее у видео-арта в Самаре, много ли здесь талантливых художников?

Всё может быть… Но я, честно говоря, не вижу возможностей для современного начинающего художника сделать что-то по-настоящему оригинальное. Для этого нужен опыт радикального разрыва с современностью. Молодое поколение слишком подавлено информационным шумом, бесконечным потоком псевдообразов, которые блокируют возможность к погружению в свое «я». Моему поколению повезло больше, потому что мы застали советскую (русскую) культуру, но при этом формировались в 90-е, когда возможностей для внутреннего обособления было больше.

Что из современно искусства стоит посмотреть?

Я в основном слежу за тем, что происходит в медиа-арте, фотографии и кино. Из российских художников следует упомянуть Аристарха Чернышева и Алексея Шульгина, Ольгу Тобрелутс, Алексея Беляева-Гинтовта, уже упоминавшуюся группу «Синий суп» и Алимпиева. Из фотографов я бы назвал Андреаса Гурски, Йорга Сассе, Элгера Эссера, Лоретту Люкс, Александра Гронского. Кроме того, меня восхищает кино Александра Сокурова.

Заметила, что среди ваших друзей есть художники граффити. Это направление можно считать современным искусством?

Граффити, по крайней мере, те его виды, которые являются чем-то большим, чем просто вандализм, можно отнести к декоративно-прикладному искусству (каковым является, например, татуировка). Искусством, в том понимании, которое относится к литературе или театру, граффити не является.

Чем вы планируете заниматься в будущем?

Сейчас я работаю над интерактивной инсталляцией, в которой будут соединяться звук и трехмерные голограммы. Кроме того, я продолжаю заниматься фотографией.