Самарский каллиграф: Красивый почерк показывает уважение к себе

Уже на следующей неделе 1 сентября - День знаний. Несмотря на многообразие различных гаджетов школьники и студенты до сих пор вынуждены записывать лекции от руки. Конспектируя лекции многие даже не задумываются о том, чтобы их почерк был красивым. Корреспондент progorodsamara.ru пообщался с мастером каллиграфии Николаем Ворониным и узнал, почему важно писать красиво и реально ли исправить свой почерк.

Каллиграфия — одна из отраслей изобразительного искусства. Ещё каллиграфию часто называют искусством красивого письма. Современное определение каллиграфии звучит следующим образом: «искусство оформления знаков в экспрессивной, гармоничной и искусной манере».

Как произошло ваше первое знакомство с искусством каллиграфии?

В пятом классе на уроках русского языка и литературы наша учитель предложили факультативом позаниматься каллиграфией. Я очень хотел попробовать, так как мне было интересно, как можно красиво писать пером и тушью. Но она брала к себе в группу только отличников. Я, к сожалению им не был, поэтому на занятия так и не попал. В следующий раз красивый шрифт я увидел, когда служил в армии. Товарищу пришло письмо от сестры, она очень красиво написала. Мне безумно понравилось, я сел и стал обводить ее шрифт.

А как вы все-таки учились этому искусству?

После армии я устроился работать дизайнером, там, при разработке логотипов, нужно было хорошо знать, как строятся буквы. Я понял, что у меня знаний не хватает. Я засел за учебники. Оказалось, что все книги по каллиграфии похожи друг на друга. Тогда я понял, что нужно пописать и попробовать инструменты. То есть первые попытки были 8 лет назад. В то время я не мог найти нормальные инструменты; в Самаре продавались только советские перья и им практически было невозможно писать. Я бросил все это дело, а потом случайно увидел современные английский перья, которыми можно что-то выводить. Меня это жутко увлекло, я занимался каждый день по 4-5 часов. В дальнейшем эти знания мне очень хорошо помогли в дизайне и создании логотипов.

Зачем люди занимаются каллиграфией?
Это своего рода медитация. Когда ты работаешь руками, голова отдыхает. К тому же, каллиграфия помогает выстраивать нейронные связи между правым и левым полушариями. Как? Одновременно нужно знать, как строится буква, плюс постараться вложить в нее что-то свое. В школе учат обычному рукописному шрифту, а тут нужно знать, как именно строятся буквы.

Чтобы научиться каллиграфии нужен наставник или можно обойтись собственными силами?

Это, прежде всего, вопрос времени и желания. Можно обойтись собственными силами, если что-то непонятно, то почитать книги, посмотреть мастер-классы. Бывают такие люди, которые придут на несколько занятий мастер-класса, чтобы понять принцип и потом тренируются самостоятельно. В этом деле важна практика.

А какие категории людей вообще ходит на мастер-классы?

Татуировщики, дизайнеры и простые люди, которые хотят научиться каллиграфии для себя. На мастер-классах учащиеся узнают, как строится буква, из каких штрихов состоит. Чтобы получилось что-то красивое, нужно потратить на это занятие немало времени, моторика вырабатывается 4-5 месяцев.

Можно ли благодаря каллиграфии исправить почерк?

Если серьезно заниматься, то он, конечно, исправится. Все-таки каллиграфия развивает моторику руки. Рука должна быть очень твердая, так как нужно выводить все эти буквы. Каллиграфия — это такое искусство, где все должно быть медленно и размеренно. Не получится написать ничего, если у тебя плохое настроение или ты сегодня не в духе.

Я нашел несколько книг 16-17 веков по исправлению почерка, где учат писать курсивом. Подобных современных книг я даже не встречал, в них непосредственно написано только описание инструмента и сразу идут шрифты.

Как думаете, почему в наше время важно писать красиво, в современном мире это же совершенно непрактично?

Это как писать грамотно. По крайней мере уважение к себе. По почерку графологи могут рассказать о характере.

Вы на кого-то ориентируетесь в этом деле?

Кумира нет, но за творчеством известных каллиграфов слежу. В России не так много известных мастеров в этом направлении — человек 5-6. В Европе есть хорошие мастера, они выкладывают свои уроки в Интернет, на них можно ориентироваться.

На Востоке письмо – это прежде всего духовность и жизненная философия, близок ли Вам такой подход?

Да. Со временем начинаешь вырабатывать свой шрифт, свои характерные штрихи. Вкладывать что-то свое.

Чем можно рисовать?

Классические инструменты — это широкое и острое перо, кисти. А вообще можно писать чем угодно: кирпичом, палкой и любыми другими инструментами. У меня нет предпочтений, мне нравится писать разными инструментами: широкое перо для готического шрифта, кисти нужны для логотипов.

А какой самый необычный предмет послужил вам инструментом для каллиграфии?

Обувная щетка. Также на одном из фестивалей писал веточкой. Это не сложно, если знаешь технику. Но, чем круче инструмент, тем удобнее писать.

Было ли у вас желания попробовать изучить какую-нибудь экзотическую каллиграфию?

Я как-то пробовал рисовать китайские иероглифы на заказ. Честно, для меня это совсем новое направление. Я не могу рассмотреть красоту в этих иероглифах, так как не знаком с этой культурой. Чтобы понять и научиться вкладывать душу в это занятие, нужно хотя бы выучить язык.

Какая из ваших работ самая любимая?

Последняя, после нее появляется следующая, то есть она любимая и так далее. Самая масштабная моя работа? Я писал стихи Пушкина на огромных полотнах — 4-5 метров.

Как вы выбираете, каким шрифтом писать?

Когда начинаю работать, тогда уже и определяюсь, зависит от настроения и прочих факторов.

Видела у вас картину с Путиным, как пришла идея заняться таким видом каллиграфии?

Это мой первый опыт. На работу ушло 3-4 часа. Сам себе задал вопрос, в какой технике еще попробовать? В голову пришла мысль написать портрет, в прямом смысле написать. Ну и самый известный портрет, конечно В.В. Путин. На городском фестивале Стрит Энерджи исполнил его в большом масштабе.