Самарские дома с лепниной: Что означают изображения богов, животных и демонов?

В Самаре есть много удивительных зданий. Самый яркий пример - дома с красивой лепниной на фасадах. Progorodsamara.ru собрал коллекцию из нескольких архитектурных памятников в старой части города. Для начала мы узнали у краеведов и руководителей "Арт-Экскурсий" Анастасии и Александра Андросовых, почему в Самаре было популярно изображения на фасадах людей и животных, а также монстров.

Историки Александр и Анастасия Андросовы

"Дело в том, что фасадная лепнина в той или иной степени свойственна каждому архитектурному стилю. Если рассматривать вопрос от истоков, то надо начинать с периода 1850-х годов XIX века, когда началось каменное строительство купеческих и дворянских особняков. Поскольку люди, которые заказывали себе постройку особняков, чаще всего стремились выделить свои дома из общей типовой городской застройки, они заказывали мастерам дома, нарочито украшенные большим количеством разнообразной лепнины, в основном классического стиля - лепные псевдоколонны и арки, триумфальные венки, каменные занавески и резные карнизные пояса. Стоит отметить, что сами архитекторы были не против подобных заказов, потому что типовая городская застройка ограничивает художественные возможности. В результате того, что богатые люди могли себе позволить подобный стиль, а художники брались за его воплощение возник стиль смешения стилей - эклектика"

"В начале XX века творческие поиски стиля эклектики привели к появлению стиля модерн. Этот стиль сделал фасадную лепнину главным элементом архитектуры дома"

Куйбышева, 103

Бывший доходный дом книготорговца Гринберга, памятник архитектуры местного значения.

Ленинградская, 45

С 1910 по 1917 годы владельцем дома являлся самарский мещанин Алексей Нуйчев. На первых этажах его располагались торговые залы товарищества «Проводник». Кстати, его реклама сохранилась по сей день на стене здания. Сегодня здесь находится поликлиническое отделение №3. Фасад украшают женские лица, крылатые фигуры и звезда Давида, так как владелец был иудейского вероисповедания.

Молодогвардейская, 80

Самарский колледж транспорта и коммуникаций.

Молодогвардейская, 78

Это дом купца А. И. Гребежева, который был построен в 1907 году по проекту инженера Федора Черноморченко. Является объектом культурного наследия.

Про лик Гермеса, изображенный на этом доме, рассказали историки Андросовы.

"Маска человека в шлеме с крылышками - это изображение античного бога Меркурия (Гермеса). Дело в том, что многим не нравилась вычурность и эпатажность модерна, поэтому многие архитекторы открыли заново простоту и гармоничность пропорций классического стиля - стиль неоклассицизм, который появился примерно в 1906-1908 годах как антитеза модерну. Его отличием от классицизма как раз является большое количество лепных элементов - в основном статуй и бюстов, которые сделаны в античном стиле. Поскольку основными заказчиками работ были купцы, самым распространенным персонажем на зданиях был бог торговли Меркурий и прочая античная символика успешности: колеса фортуны, колеса с крылышками, рога изобилия, грифоны и т.д. Все самарское купечество начала XX века любило связывать свою торговую профессию с периодом античности"

Молодогвардейская, 98

Это доходный дом книготорговца Соломона Гринберга, который был возведен по проекту Зельмана Клейнермана, являющегося автором проекта Хоральной синагоги. Доходный дом является объектом культурного наследия регионального значения. Вершину дома украшает женская голова с кудрявыми локонами, под карнизом львиные морды.

Фрунзе, 111

Дом Петра Подбельского был построен в 1901 году по проекту Александра Щербачева. Сейчас атланты и кариатиды находятся в полуразрушенном состоянии.

"В архитектуре классицизма часто вместо колонн использовались статуи для поддержки крыш или балконов. Мужские статуи назывались атлантами, а женские кариатидами. Архитектура неоклассицизма практически лишена отдельно стоящих колонн, большинство из них являются лепными элементами, которыми украшен фасад здания. Кроме того, наличие вертикального украшения зрительно увеличивает высоту здания. Как завершения для таких колонн очень часто применялись человеческие барельефы по пояс, которые символизировали атлантов или кариатид. Чаще всего это был женский античный образ с распущенными длинными волосами"

"Кстати, по поводу античных статуй - на фасаде филармонии статуя Аполлона и Эраты (бог искусств и муза любовной поэзии), а на доме Иванова на Венцека есть статуя Бахуса - бога виноделия"

Ленинградская, 46

Дом В. Л. Жукова относится к памятникам архитектуры. Этот жилой дом был построен еще до революции 1917 года. Сейчас на первом этаже открылись шурмечная и столовая, а в 80-90 годах тут работали молочный и мясной магазины.

В центральной части расположена агрессивная морда льва, по бокам женские фигуры, а на уровне второго этажа фигуры, напоминающие ангелов с книгой.

Некрасовская, 62

Доходный дом С.Г.Ратнер был построен в 1905 году по проекту архитектора З.Клейнермана. Карниз его украшают маскароны. В 1941-1945 годах тут располагалось посольство США, а до революции был фешенебельный ресторан.

Самарская, 149/Рабочая, 19

Доходный дом подрядчика Алексея Нуйчева был построен в 1904 году по проекту архитектора М. Квятковского. Раньше в нем размещалась женская гимназия Харитоновой. Памятник архитектуры местного значения. Сейчас в доме располагается Самарский технический лицей.

"Этот дом так и называют "Дом с бабочками и слонами". Он сам по себе заслуживает отдельной статьи про его лепнину, потому что буквально перегружен различными элементами - цветами, масками демонов, вазонами, атлантами, но самое главное - это лепные бабочки и слоны. Бабочки украшают навершие каждого окна, располагаясь на традиционном месте замкового камня. А между окнами первого этажа располагаются маски слонов. Сейчас, правда, сохранились только два. Здание построено строительным подрядчиком Алексеем Нуйчевым, предположительно, по проекту Михаила Квятковского. В разработке проекта фасада принимала участие дочь Нуйчева Екатерина, которая по образованию была скульптором. Скорее всего именно ей принадлежит идея сочетания не сочетаемого - слонов и бабочек. Это одна из ярких черт стиля модерн. К слову, поздняя эклектика и ранний модерн большинством искусствоведов практически не разделяются по своим канонам, поэтому особняк Нуйчева относят к раннему модерну", - рассказывают историки Андросовы

"Маска демона со змеевидными волосами - это элемент, который находится на этом же здании, он украшает пространство над одним из балконов. Также мотив модерна - изображение природы, чаще всего фантастической - побеги и цветы вымышленных растений, маски чудовищ и демонов. Дело в том, что практически во всех направлениях искусства в начале XX века происходит определенная революция, когда творческий человек старается в своем искусстве отразить "невидимый" мир - человеческую душу. Так появляется авангард. Архитекторы пытались оживить фасады здания изображениями живой природы, показать загадочную и мистическую "душу" дома. И одним из самых распространенных архитектурных символов чудес являются маски чудовищ. Они встречаются в архитектуре Греции и Рима, затем получают второе рождение в позднеготической архитектуре в образе горгулий и демонов. Наконец, в начале XX века появляются в стиле модерн. Городские обыватели резко отрицательно относилось к появлению демонических созданий на фасадах, считая их антихристианскими символами. Сам по себе, модерн элитарный стиль, распространенный среди богатых и образованных людей, которые следили за европейскими течениями"

Самарская, 138

Дом Гринберга 1900 года постройки выполнен в стиле архитектурной эклектики.