Наверх

Дирижер, ракетостроитель и конфликтолог рассказали,почему они выбрали редкую специальность

16+

Дирижер рассказала о низкой зарплате, ракетостроитель о культе высшего образования, культуролог о недопонимании общества, сурдопедагог о возможности помогать детям, конфликтолог о мечте работать в полиции, а специалист по мехатронике о хороших перспективах

До 1 февраля 11-классники должны определиться с тем, какие предметы на ЕГЭ они будут сдавать. Даже если школьники еще не определились, где и на кого они хотят учиться, то хотя бы уже ясно, гуманитарная или техническая эта специальность.

Сейчас общество требует от человека высшее образование, поэтому цель любого школьника, а позже студента - диплом об окончании вуза. Что же касается специальностей, то тут все сложнее. Кто-то выбирает юриспруденцию, потому что родители заставили, другие идут на ту специальность, где меньше всего надо платить за обучение, третьи - просто за компанию с одноклассниками, четвертые (это парни) за тем, чтобы «откосить» от армии. Отчасти из-за этого преподаватели вузов отмечают, что в последнее время увеличилось количество незаинтересованных в своей будущей профессии студентов.

Но, к счастью, есть и такие студенты, которые осознанно выбирают свою будущую профессию. Уже в детстве дети точно знают, что хотят спасать людей, запускать ракеты в космос или помогать детям.

Согласно данным минтруда, ежегодно вузы выпускают огромное количество "ненужных" работников. Например, каждый третий студент (31%) учится по направлению "экономика и управление", а доля таких специалистов в общем спросе на работников всего 13,7%. Еще больший дисбаланс в "гуманитарных науках" - 20% от общего числа студентов и 3% - спрос на рынке труда. Какие специальности востребованы сегодня можно узнать на сайте вакансий, просмотрев весь список предложений от местных компаний.

Но есть такие специальности, которые можно встретить не в каждом вузе, их можно назвать редкими или не очень популярными. К примеру,  ракетостроение, по данным минтруда, это востребованная специальность, но этому не обучают в каждом вузе, как той же экономике, да и, многие понимают, что IT-шникам легче найти работу.

ProGorodSamara.ru поговорил со студентами и выпускниками самарских вузов, которые учатся или закончили университет по необычной специальности, и узнал, как они выбрали эту профессию и какие перспективы она им открыла.

Забегая вперед отметим, что вас ждет 6 разных историй, от специальности - мечты детства, до просто спонтанного решения. Будущий ракетостроитель рассказал о том, что необходимо проработать солидное количество времени, прежде чем начать получать зарплату, сопоставимую хотя бы с зарплатой работника Макдональдса. Сурдопедагог о возможности сделать так, чтобы дети и родители понимали друг друга. Дирижер о непопулярной и самой разносторонней музыкальной профессии. Культуролог о возможности совершить путешествие во времени и знакомством с разными культурами. Конфликтолог о строгости и недоработках факультета. Агроном о невозможности работать и развиваться из-за отсутствия опыта. специалист по мехатронике и робототехнике о хороших возможностях после окончания вуза.

Екатерина Журавлева, СГИК (бывш. СГАКИ), специальность «Дирижер»

Екатерина Журавлева, СГИК (бывш. СГАКИ), специальность «Дирижер»

«Я с детства воспитывалась в творческой атмосфере. Когда мне было 4 года мы гуляли по площади Куйбышева, там при театре оперы и балета есть музыкальная школа, где в тот момент открылся набор детей. Мама спросила меня: «Хочешь петь?» и я согласилась. Это нереальная творческая атмосфера просто не может отпустить! В 11 классе встал вопрос: «Куда дальше?». Я хотела петь. Мои педагоги из музыкальной школы посоветовали и повели меня на прослушивание в СГАКИ на академический вокал. Там мне сказали, что голос пока мал и не сформировался до конца, сказали приходить через год. Но мне не хотелось терять лишний год и я решила сдать экзамены на кафедру хорового дирижирования.

Самой большой трудностью при обучении оказался, как ни странно, мой возраст. В 16 лет столкнуться с такой серьезной профессией оказалось трудновато, да и остальные девочки были уже со средним музыкальным образованием, до этого учились этой профессии в музыкальном училище, а с нуля осваивать оказалось сложно.

Я отчетливо представляла себе, чего я хочу добиться. На тот момент желание петь сольно угасло и хотелось учить, передавать свой опыт и знания детям. Про зарплату не задумывалась сначала, но позже узнав все тонкости работы в целом и оплату за нее, была удивлена и немного шокирована. Я не думала, что такой колоссальный труд педагога - хормейстера, дирижера хора, так низко оплачивается. Но меня это не остановило, если действительно хорошо работать, быть специалистом своего дела, «болеть» и грезить этим делом, то и заработать тоже можно.

Я работала уже со 2 курса академии: в нескольких школах педагогом по вокалу, в одной из школ непосредственно дирижером-хормейстером. Не все хотят работать за такую зарплату. Да и мало кто идет работать по этой профессии после окончания вуза. Сейчас, спустя 4 года после окончания вуза, я работаю педагогом и дирижером-хормейстером в вокально - хоровой студии.

Как мне кажется, дирижер - это специальность, объединяющая в себе неимоверно большое количество разных профессий, здесь нужно быть художником, педагогом, психологом, управляющим и еще много много кем.... Могу с уверенностью сказать, что интереснее профессии (в музыкальной сфере) нет».

Влад Шатов, СГАУ, специальность «Ракетостроение»

Влад Шатов, СГАУ, специальность «Ракетостроение»

«На вопрос: «Кем же я все таки хочу быть», практически всегда следовали разные варианты ответов. Объединяло их всех одно, высшее образование. В моей семье есть культ высшего образования. Его получали все, в зависимости от способностей и желания.

После окончания девятого класса, выбор пал на СГАУ. Потому что это было достаточно близко от моего города и, конечно, главный козырь - это престиж университета. Посмотрев на список специальностей, я без колебаний выбрал ракетостроение. В запуске огромной ракеты с человеком на борту подальше от земли было что-то завораживающее, плюс профессия инженер ракетостроения исключительная, не так много людей могут похвастаться этим званием.

Когда увидел приказ о зачислении был ужасно рад и горд собой. Лучший университет области распахнул передо мной свои двери. А дальше было, как в сказке: «чем дальше, тем страшнее». Это безусловно тяжелый вуз. Думаю процентов двадцать от первоначального количества поступивших со мной на первый курс уже отчислены.

Со второго курса я пошел работать, поэтому могу считаться плохим студентом. На своей шкуре проверив, что значит быть студентом аэрокоса. Каждая последующая сессия была достаточно суровым испытанием: 2-3 недели без сна, еды, на одних сигаретах и стрессе, без умения планировать и распределять приоритеты и это не поможет. Но обучение действительно того стоит. Получение представления о компоновке ракетоносителей, их типов и видов, способов работы двигателей и многое другое: все это затягивало и было крайне интересно.

Когда поступал думал, скорее, о престижности учебного заведения и том, насколько же интересно мне будет потом работать по специальности. Правда по прошествии трех лет обучения прихожу к выводу, что если и буду работать по специальности, то скорее для развития навыков и получения опыта, чтобы впоследствии получить более высокооплачиваемое место работы.

Ракетостроение специальность узконаправленная, но обучение по ней дает широкий пласт технический знаний, которые дают возможность найти работу практически в любой технической отрасли, поэтому выбор, куда пойти после учебы у меня огромен.

В Самаре в настоящее время найти работу по специальности достаточно проблематично. Но причина скорее в экономических проблемах, нежели в отсутствии работы как таковой. РКЦ "Прогресс", ОАО "Кузнецов", Авиакор, все это огромные заводы и вакансию там найти можно, однако молодому специалисту надеятся на хороший оклад там не приходится, необходимо проработать там солидное количество времени, прежде чем начать получать зарплату сопоставимую хотя бы с зарплатой работника Макдональдса, то есть неквалифицированного специалиста, это не может не огорчать.

Знания и чувство чего-то особенного, которые дает эта профессия я бы не променял ни на какую другую. Специальность накладывает свой отпечаток и становишься настоящим технарем, с соответствующим взглядом на жизнь».

Рузанна Осипян, СамГУ, специальность «Культурология».

Рузанна Осипян, СамГУ, специальность «Культурология».

«Выбор специальности «Культурология» был для меня неожиданным и даже случайным. Главной задачей на тот момент было поступить в ВУЗ моей мечты – СамГУ. Внушительная протяженность «взлётки» буквально манила! Я, как и многие выпускники, хотела стать юристом, оказывать людям правовую помощь, но судьба распорядилась немного иначе. После недолгой консультации с представителями социологического факультета я твёрдо решила – «только сюда» и подала документы. По окончанию работы приёмной комиссии мне позвонили и сообщили, что я зачислена. До поступления в ВУЗ я и не представляла, что такое «Культурология» и чему здесь учат.

Особых трудностей не могу выделить, а проблемы, пожалуй, есть одна – непонимание общества. Окружающие не воспринимают эту специальность всерьез и считают, что люди с таким образованием не смогут реализовать себя в современном обществе. Это связано с тем, что в России «Культурология» как специальность образовалась сравнительно недавно, на рубеже 1980-1990-х гг. На протяжении всех годов обучения в ВУЗе мои знакомые только и спрашивали: «А кем ты будешь работать после окончания университета?» Тогда я представляла себя научным сотрудником музея или специалистом туристического агентства. О заработной плате и «корочке» не задумывалась, на тот момент меня больше волновали мои оценки.

«Культурологию» можно сравнить с путешествием во времени. Сначала нас знакомят с историей культуры разных народов, от Европы до Азии, затем учат анализировать тексты культуры, учат различать архитектурные стили, анализировать художественную культуру, скульптуру, музыку. В учебную программу также входят такие дисциплины как культурная антропология, семиотика, история массовых коммуникаций, современное искусство, эстетика, экономика культуры, социология культуры и др.

В моей жизни главное – семья, чтобы родные и близкие были здоровы, а диплом это второстепенно. Практика показывает, что некоторые люди не имеющие «корочки» достигают больших успехов, как в науке и технике, так и в бизнесе.

Моя трудовая деятельность началась во время обучения в университете в качестве учебного мастера кафедры теории и истории культуры СамГУ. После окончания университета, в 2014 году, до настоящего времени я работаю старшим инспектором организационного управления министерства культуры Самарской области.

На мой взгляд, найти работу по специальности «Культурология» в нашем регионе несложно. В области достаточное количество музеев, театров, библиотек, досуговых центров и пр. Большинство выпускников кафедры теории и истории культуры СамГУ работают в учреждениях культуры региона».

Светлана Юсупова, ПГСГА, специальность «Сурдопедагог»

Светлана Юсупова, ПГСГА, специальность «Сурдопедагог»

«Космонавты, учителя, милиционеры… А я хотела быть в детстве врачом! А если точнее, хирургом-кардиологом. Но я забыла о деталях – стальные нервы. В какой-то момент мама попросила сделать ей самый простой укол, мурашки начали бегать по всем моим внутренним органам, укол я, конечно же, не сделала и хирургом не стала.

Ну а как же моя мечта? Несмотря на отсутствие врачебных качеств, мне хотелось быть важной в этой жизни. И я начала думать. Каким-то вечером, я поняла. Ведь чтобы лечить сердца других людей, необязательно их резать. Сколько в этом мире есть детей, которым нужна помощь, которым нужны специалисты. У родителей, глядя на таких своих детей, со страшной силой болят сердца. Они готовы сделать всё для своих малышей. И я поняла, что могу лечить сердца этих родителей, могу помогать этим детям. Осталось только выбрать способ. Так я и стала сурдопедагогом. Тем человеком, который лечит сердца родителей, у которых дети с нарушениями слуха.

Так, после 11-го класса я совершенно осознанно шла учиться на сурдопедагога. Ведь еще кроме полезности этой профессии, чувствуется ее особенность и индивидуальность. Детей с бОльшими потребностями сейчас слишком много. Потому работа есть и будет.

Во время учебы я поняла, насколько все это сложно. Да, работы в данной области много. Но как оказалось, быть просто хорошим специалистом мало. Нужно быть человеком с большой душой, чтобы суметь помочь и детям, и их родителям. Но при этом не слишком пропускать все встречающиеся ситуации сквозь себя. Нужно уметь сопереживать, но в то же время, не жить их жизнями. Если каждую ситуацию приносить домой, если плакать над каждым конкретным случаем, если жалеть и грустить вместе с людьми, которые к тебе приходят… ничего не выйдет. Эти люди – они люди. Не лучше и не хуже других. Они просто особенные, со своими недостатками и со своими достоинствами. Я видела, как люди с нарушениями слуха поют жестовые песни. Невероятно красиво! Я видела, как люди с серьезными нарушениями слухи и речи рисуют! Невероятно красиво! Вот они, основные трудности.

Найти работу сурдопедагога в нашем городе можно, если захотеть. У нас один реабилитационный центр, один детский сад и две школы для детей с нарушениями слуха. Хороших специалистов не бывает много. Сейчас я работаю в реабилитационном центре для детей с нарушениями слуха. Устроилась я работать сразу после окончания ПГСГА. Детки к нам приходят совсем еще маленькие, от 1 года и до школы. Мы им помогаем в самом начале их жизненного пути, такого сложного пути, но такого интересного. И как оказалось.. это всё так втягивает! Я вижу успехи своих детей. Я вижу глаза родителей. Я вижу себя довольную. И мне это так нравится! И пусть я не хирург-кардиолог, но моя работа не менее полезная и как оказалось для меня, более интересная и увлекательная. А это так важно выбирать специальность по душе. Ну сколько бы я проработала экономистом? Год, два, пять лет… А если бы осталась бы навсегда – перегорела бы, сломалась, погрязла бы в бытовухе, просто не нашла бы себя в этой жизни. И дело не именно в специальности экономиста. А во мне. Я сурдопедагог. И это мне по душе».  

Алина Латыпова, СЮИ ФСИН МВД России, специальность «Конфликтология».

Алина Латыпова, СЮИ ФСИН МВД России, специальность «Конфликтология».

Сергей Данилов, СамГУПС, специальность «Мехатроника и робототехника»

Сергей Данилов, СамГУПС, специальность «Мехатроника и робототехника»

«Впервые осознание того, что, в конечном итоге, придётся где-то работать пришло ко мне классе в 8, если не ошибаюсь. Тогда я серьезно задумался, кем я хочу быть и чем хочу заниматься. Разработал свой «метод»: набирал в поисковике название профессии, читал, анализировал с намерением понять, интересно ли мне это. После месяца безуспешных поисков наткнулся на такую профессию, как «стоматолог-ортопедист», если мне не изменяет память. Известно, что зубная боль является одной из самых страшных и мне казалось благородным помогать людям избавиться от неё. Второй причиной был высокий заработок и возможность открытия своего кабинета в частной клинике. Вплоть до 11 класса изучал биологию и химию, здорово подтянулся в этих дисциплинах, но, в последний момент, изменил приоритеты и решил пойти на техническую специальность. В большей степени это произошло после просмотра документального фильма о работе стоматологов. Моё представление о представлении стоматологических услугах населению, как говорят, «разбилось о камни».

Откровенно говоря, я выбрал другую область - «ИВТ» (Информационно-вычислительные технологии). Безумно хотел поступить именно туда, но, в следствие своей же оплошности, внёс «Мехатронику» в список желаемых специальностей первым пунктом, отдав ей приоритет. Решил, что это «шёпот судьбы». Уже дома я подумал, что нужно более детально изучить особенности специальности. Благодаря полюбившемуся мне поисковику обнаружил, что «Мехатроника» намного интереснее, чем «ИВТ».

Как многие «перваши», строил иллюзии о том, что буду учиться до седьмого пота, кропотливо сидеть над каждым предметом. В действительности же всё оказалось немного иначе. Заселение в общежитие, новые знакомства, новый город, всё интересно, везде нужно успеть. Ритм жизни значительно возрос. На тот момент я ещё не привык к городской суете и многое не успевал, включая учёбу. Но родители и куратор нашей группы убедили меня, что следует отдать приоритет образованию, а погулять всегда успею. Первая сессия - это и есть трудности, проблемы, с которыми студент сталкивается в первую очередь. А вот первая реальность, развеявшая мои иллюзии - зачеты и экзамены. Оказалось, что классическая «зубрёжка» уже не котируется и нужно сделать упор на другое - понимание предмета.

Я считаю, что в жизни можно добиться многое и без диплома о высшем образовании. Главное - понимать своё дело, оптимизировать время и заниматься тем, что действительно интересно. Аттестат и диплом не отражают то, что находится в голове. Тебе может быть не интереса учеба как процесс, но интересно какое-либо занятие, так сказать, «хобби».

Мне кажется, что найти работу по этой специальности - не проблема. Трудность заключается в другом - время ожидания довольно большое, а человеческая память имеет свойство «стирать» неиспользуемую информацию. Нам на первом же собрании рассказали о возможностях трудоустройства и договорах университета с компаниями и заводами. На последнем курсе обучения есть распределение, где собираются представители заводов, предоставляющих рабочие места и заинтересованные в молодых специалистах. При успешном прохождении собеседования студент получает приглашение на работу. 

Но я выбрал работу, не связанную со специальностью. Тружусь в сфере ландшафтного дизайна. Просто потому, что на данный момент это занятие мне по душе. Честно говоря, и достаток выше, чем предлагали на «Прогрессе» и «Кузнецова». Выбор был довольно велик: оператор станков с ЧПУ, инженер-наладчик станков с ЧПУ И т.д. Для молодых специалистов довольно комфортные условия, приятные бонусы, возможность карьерного и профессионального роста. Но в своей сфере я работаю непосредственно с основателем компании и могу научиться ведению бизнеса, организации поставок необходимого материала, общению с клиентами. Так получилось, что возможность саморазвития привлекает меня больше, чем работа за станком на заводе.

Пошел бы я на эту специальность, если был второй шанс? Сложный вопрос. По мере взросления меняются и приоритеты, интересы. Когда-то мне была интересна «Мехатроника». Сейчас нравится уже другое. Мне повезло с людьми, которые меня окружали. Один преподаватель даже агитировал научную деятельность. У меня был свой проект, я разработал небольшую модификацию к известному устройству, составлял техническую документацию, писал отчеты, защищался перед большой аудиторией студентов и преподавателей, успешно отвечал на вопросы. Во многом благодаря этому пропала боязнь выступлений перед большим количеством людей и сформировалась речь».

Алина Латыпова, СЮИ ФСИН МВД России, специальность «Конфликтология»

Алина Латыпова, СЮИ ФСИН МВД России, специальность «Конфликтология»

«С самого раннего детства я занималась танцами, хотела связать жизнь с этим родом деятельности. Когда я заканчивала 8 класс мне давали направление на обучение в Самарской областное училище культуры. Но при этом папа мне всегда говорил что у меня очень жесткий характер и быть хореографом я не смогу, да и з/п у культурных работников очень низкая.

Заканчивая 9 класс встал конкретный вопрос о выборе профессии и месте дальнейшего обучения. Мой друг рассказал мне о Самарском областном лицее-интернате милиции( на данный момент называется ЛГСПО). Проучившись там 2 года я поняла, что это действительно мое. Строевая подготовка, строгая дисциплина, лыжные гонки все это меня очень затянуло. И в тот момент я решила связать свою жизнь с борьбой с преступностью, восстановлением справедливости. В эти годы как-раз проводилась реформа МВД 2011 года (шло жестокое сокращение, но об этом как то не хотелось даже думать, просто очень хотелось работать в органах).

Первая проблема, которая возникла - это то, что выбора особого куда поступить в нашем городе нет. Выбор пал на СЮИ ФСИН, хотелось продолжить курсантскую жизнь, но на бюджет меня не взяли в связи с недостатком массы тела. Подала документы на Факультет внебюджетной подготовки при СЮИ ФСИН, проучившись там 2 года нам предложили получить второе высшее образование «Конфликтология». Данное направление в нашем институте, как я поняла, открыто не совсем давно, из-за этого все еще путем не организованно. Допустим та же сессия начинается 26 августа. На конфликтолога я пошла учиться думая, что это поможет мне в дальнейшем как при трудоустройстве, так и в понимании более полно и объективно моей будущей профессии.

Только через год столкнусь с вопросов трудоустройства, думаю это сложно....»

Ирина Гайнуллина, СГСХА, специальность «Агроном»

Ирина Гайнуллина, СГСХА, специальность «Агроном»

«Не могу сказать, что с детства мечтала стать агрономом. Этот вуз и специальность выбрала, потому что академия находилась недалеко от дома. Привлекло также бесплатное обучение, и то, что иногородним предоставлялось общежитие. Но изначально шла учиться ради корочек.

Если учишься нормально, то проблем никаких не возникает. А если запустишь, к примеру, предметы вовремя не сдал, то начинаются проблемы. Но, я считаю, можно найти стимул учиться, та же стипендия. Наша профессия агроном - это работа в колхозах, деревнях. Сейчас здесь работы нет. Естественно приходится искать что-то в городе, но и тут практически нереально найти работу по профессии.

Я отчасти работаю немного по профессии, мне нравится. Я мастер в государственной организации «Спецремстройзеленхоз», которая занимается озеленением города (сажаем деревья, цветы, благоустраиваем город).

Еще в нашу профессию входит ландшафтный дизайн, но практики в вузе на эту специальность не было. Найти работу ландшафтному дизайнеру, конечно же, легче, но без опыта тяжело устроиться».

.

Опубликовано: 20 января 2017, 11:31
Перейти в раздел новости
Редакция портала ProGorodSamara.ru
Адрес для почтовой корреспонденции: 443013, Самарская обл., г. Самара, Московское ш., д. 4, стр. 15.
‭+7(987)-905-00-63‬
progorodsamara@progorodsamara.ru
Размещение рекламы в газете «Pro Город»
+7 (987) 159-00-63‬, salesG@progorodsamara.ru
Отдел службы распространения:
+7(927)-725-22-68
Размещение рекламы на сайте
‭+7 (927) 725-22-68‬
sales@progorodsamara.ru
Смотреть прайс-лист

При использовании материалов новостного портала progorodsamara.ru гиперссылка на ресурс обязательна, в противном случае будут применены нормы законодательства РФ об авторских и смежных правах. Редакция портала не несет ответственности за комментарии и материалы пользователей, размещенные на сайте progorodsamara.ru и его субдоменах.

Наименование: сетевое издание PROGORODSAMARA (ПРОГОРОДСАМАРА) Учредитель: ООО «Город Самара». Главный редактор: Борисова Мария Андреевна (progorodsamara@progorodsamara.ru, ‭+7 (987) 905-00-63. Адрес редакции: 443013, г. Самара, Московское шоссе, д. 4, стр. 15. Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 65325 от 12 апреля 2016г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Возрастная категория сайта 16+
Городской портал Самары — ProGorodSamara.ru © 2009-2014
Портал работает по технологии «ProSmi» © 2012-2014
U-media Рейтинг@Mail.ru