История Самары в зданиях: Что скрывают цветочные символы и корона особняка на Фрунзе

Progorodsamara продолжает серию материалов рубрики «История Самары в зданиях». Здесь мы рассказываем о судьбе известных или забытых самарских построек.

Здание, расположенное на улице Фрунзе, 144, является объектом культурного наследия регионального значения «Дом П.Г.Новокрещенова». Оно названо краеведами одним из лучших представителей самарского модерна. Раньше здесь была усадьба богатой самарской семьи Новокрещеновых. Фасад дома демонстрировал изысканный вкус и финансовые возможности владельцев.

Архитектор Квятковский, который воплотил образ в жизнь, явно увлекался творчеством художника Альфонс Мухи. Об этом свидетельствуют цветочные мотивы.

Рисунок Вагана Каркарьяна

Внешний вид

Чтобы подробнее узнать об архитектуре и стиле дома Новокрещеновых, мы обратились к историкам и экскурсоводам Александру и Анастасии Андросовым

Историки Анастасия и Александр Андросовы

"Особняк Екатерины Новокрещеновой построен в стиле модерн в 1907 году по проекту самарского архитектора Михаила Фомича Квятковского. Фасад здания отражает основные архитектурные каноны модерна - асимметричность фасада, великолепный эркер ( "висящий" в воздухе второй этаж) над парадным входом, плавность и разнообразие линий здания и расстекловки, ну и, конечно же, обилие фантастической лепнины - в данном случае симметрично расположенные побеги растений.

Про стиль

"Архитектура модерна в начале XX века отражала общий культурный поиск целого поколения талантливых людей - художников, поэтов, писателей - всех сторонников авангардного искусства, которое стремилось выйти за рамки классических форм и постараться отразить в творчестве не видимую картину мира, а иллюзорную, духовно-энергетическую его составляющую. Этот поиск затронул все сферы искусства, в архитектуре воплотившись в стиль модерн, главной задачей которого являлось показать скрытую "душу" здания. Поэтому основной прием асимметричности использовался как символ незавершенности, вечного развития и движения, борьбы хаоса и порядка.

"Важной чертой архитектуры также было нарушение не только фасадной, т.е. "плоскостной" симметрии, но и симметрии объемов. Поэтому для модерновых зданий характерно наличие эркера. К тому же, в большинстве городов по строительным уставам предписывалось строительство зданий строго по "красной линии" улицы (как пример - вся историческая часть Самары построена именно так). Эркеры же нарушали не только вид здания, но и вид целой улицы, оставаясь в рамках закона"

Окна окружены кувшинками

"Ни в одном другом архитектурном стиле в столь больших объемах не применялась лепнина, как в модерне. Прежде всего ее разнообразие противопоставлялось классицизму, с его строгими колоннами и редкими статуями, и стилю типичной городской застройки, когда максимальным элементов декора дома был только стилизованный "замковый" камень над окном. Лепнина была очень разнообразной - маскароны, фигуры и статуи людей и мифических существ. Но тема флоризма, то есть изображение стеблей, побегов, цветов на зданиях стоит особняком"

Флоризм в модерне - символ "Садов души", очень распространенного понятия-символа о внутреннем мире человека. Так же растение - символ жизни, цветок - символ зарождения новой жизни, побег - символ развития.

"В Самаре флоризм в архитектуре свойственен архитектору Квятковском. Кроме особняка Новокрещеновой, цветы украшают фасад здания гостиницы "Бристоль-Жигули" на улице Куйбышева. Здание гостиницы сменило свой типичный фасад на модерновый по проекту Квятковского примерно в это же время - 1907 - 1909 годах. Некоторые исследователи полагают, что цветы - это личная подпись автора, потому что по-польски "квят" означает цветок", - рассказали историки

Дом увенчан короной с расходящимися лучами

"По поводу кованой решетки - она также свойственна стилю модерн и служила усилением общей художественной картины дома, как, например, бабочки на доме Курлиной. Здесь же, на наш взгляд, две возможные трактовки символа - либо это просто символ солнца, либо, скорее всего, это символ границы "миров" - духовного и материального, символ перехода одного состояния в другое, потому что эти кованые побеги-колосья являются апофеозом движения "лепных цветов" и расположены между двумя выступами, которые символизируют ворота или портал. Этот мотив "трансформации" материи и энергии был также присущ стилю модерн"

Реставрация

В 1999 году часть дома, занимаемая общественными организациями, была отреставрирована по проекту архитектора В.М.Сысоева (ООО «Дата»). Были восстановлены утраченные элементы лепного декора главного фасада, декоративные элементы из металла художественной ковки, деревянные дверные блоки парадного входа, укреплены конструкции эркера и балкона, восстановлена система организованного водостока с кровли. Во внутренних помещениях были выполнены работы по ремонту и приспособлению для современного использования.

В рамках программы подготовки к проведению Чемпионата мира в 2018 году дом Новокрещеновых отреставрируют. Будут обновлены фасад и кровля. О сроках пока ничего неизвестно. Как сообщили Progorodsamara.ru в министерстве культуры, от собственника здания не поступало проектов по ремонту, а также не запрашивалось никаких разрешений на работы.

Кто здесь жил?

Фото из архива Светланы Соколовой. 1909 год

Из паспорта объекта:
Земельный участок, на котором возвели дом, принадлежал Ивану Новокрещенову. Проектом от 1909 года предусматривалась перестройка каменного двухэтажного дома и каменного двухэтажного амбара, чтобы создать новый дом. Кирпич на строительство поставлял завод №3 купца Маштакова. Со стороны двора должно было сохраниться клеймо.

На первом этаже в дворовой части располагались спальные комнаты и кухня. На втором этаже – столовая, буфет, кабинет хозяина, будуар. В некоторых комнатах были балконы.

Богатая династия Новокрещеновых лишилась своего особняка, когда жилье перешло в муниципалитет. После 1919 года тут были жилые квартиры, потом появился узел связи в подвальных помещениях. Большую часть дома занимали коммуналки. Среди жильцов была племянница адмирала Истомина. Также в доме проживал известный в Новокуйбышевске деятель и нефтехимик Шварев.

Вид с внутреннего двора

Дом постоянно достраивался: появился подъезд, мансарды и лестница во дворе. После освобождения Самары от белочехов в особняке располагалось управление коменданта города . В 1919 году тут размещался детский дом. В разные годы помещения занимали Ленинское отделение статистики, совет ветеранов и пенсионный фонд. Сегодня со стороны фасада площади занимает Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов.

Семья Степановых

Корреспондент встретился с жительницей исторического дома Аллой Степановой. С этим местом связана не только ее жизнь, но и жизнь нескольких поколений ее семьи. Она рассказала, как менялся облик дома, внутреннего двора, а также вспомнила местную легенду.

"В комнатах раньше были печи, сначала печки, а потом голландки. Печку сломали после войны, а голландку сломали позже. В глубине двора был каретник. В 1940-х годах там надстроили еще один этаж. В доме жила внучатая племянница адмирала Владимира Истомина. Она просила разрешение на строительство дополнительного этажа, так как приехала сюда в период эвакуации"


"У здания со стороны двора сохранилась форма окон. Рамы пришлось поменять, так как был пожар в 2003 году. Проводка в доме в жутком состоянии. У нас часть дома соединяется с проводкой 146 дома, а другая часть неизвестно откуда. В доме имеется чугунная канализация, иногда у соседей она течет"

"Раньше во дворе была тенистая площадка с беседкой, был садик. Есть такая семейная легенда, что во время войны во двор забрела лосиха, ее застрелили. Она перешла по льду через Волгу и металась по городу. В сараях, которые расположены рядом, держали коз"

Между особняком и ближайшим домом были ворота в стиле модерн – их снесли. В соседнем здании была реконструкция. Там жил Валериан Куйбышев, поэтому планировалось сделать мемориальную квартиру.

Алла показала свой старый альбом, который сохранился после пожара

На фото прадедушка и прабабушка Аллы Степановой

"Мой прадедушка был железнодорожником, а прабабушка – домохозяйкой. Ребенок был в семье один – мой дедушка. Он родился в 1907 году. Когда они переехали в Самару, прадед стал сапожником. Это было примерно в 1920-м году. Жили тут долго. Затем дедушка женился и переехал ближе к ЗИМу. В 1945 году дед получил ордер на жилье, так как был директором завода, и заселился обратно в дом Новокрещеновых. Бабушка работала всю жизнь в детском саду, который находился в особняке Клодта"

Алла Степанова говорит, что очень любит свой дом и не собирается никуда переезжать. Как-то у особняка начала протекать крыша, вода оставила следы на потолке. Алла обратилась в ЖЭУ. Через 4 месяца сделали ремонт, но не очень качественный. Пришлось ремонтировать крышу за собственный счет. А это удовольствие не из дешевых.

Питомец Аллы Степановой - кот Тишка

В материале использованы фотографии Жанны Скоковой, Юрия Прокофьева